ЗЕРКАЛО № 3

МАТЕРИАЛЫ РЕДКОЛЛЕГИИ СТЕНГАЗЕТЫ "ГОВОРИТ РК"
Июнь 1981 года


В.Литовка. Воскресение "ВОСКРЕСЕНЬЯ"

А.Романов, К.Никольский. Тексты песен

Н.А.Попова. Андрей Макаревич сегодня

А.Макаревич. Новые песни и стихи

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
С.Гурьев. Рок и диско

Б.Чёрных. Некто Мартынов (проза)

А.Чаплин. Стихи

С.Гурьев. Шантаж (рассказ)

И.Монахов. Мифология истории

С.Гурьев. Симулянт (сцены)

А.Нелидова. Стихи

А.Фролов. Здравствуй, зелёная мыша! (рассказ)

МОНИТОР

Е. Корнилов. Поле чудес...

Д. Уайт. Семь из трёхсот

Хроноскоп

Д.Хармс. Рассказы

Адрес: 115409 г. Москва, Москворечье д. 61, к. I, студгородок к.5
для справок: общежитие МИФИ, Филин А., комн. 62;
Литовка В., комн. 123


В. ЛИТОВКА

В О С К Р Е С Е Н И Е "ВОСКРЕСЕНЬЯ"

Близ солнца, на одной из маленьких планет,
Живет двуногий зверь некрупного сложенья,
Живет ещё сравнительно немного лет
И думает, что он - венец творенья.
Забытые стихи

Кто виноват? - скажи-ка брат,
Один женат, другой богат,
Один смешон, другой влюблен,
Один дурак, другой твой враг.
Алексей Романов

Сущность явлений и лет вереница,
Лица друзей и маски врагов -
Ясно видны и не могут укрыться
От взора поэта - владельца веков.
Константин Никольский

Эту статью о московской рок-группе "Воскресенье" я начну с несколько странного, на первый взгляд,вопроса: "Почему Вы слушаете?" Почему Вы слушаете советский рок вообще и группу "Воскресенье" в частности? Как это получилось, что одни и те же песни слушают и те, кто до недавнего времени формировал своё представление о мире современной музыки исключительно на основе предлагаемого нашей замечательной фирмой "Мелодия" товара, и те, кто всегда презирал /как это ни печально - именно это слово отражает истину/ советскую эстраду, но зато мог по памяти сказать, на какой стороне и какая по счету "лестница в небо" в альбоме "Лед Зеппелина". Почему, наконец, не только молодежь, но и, как это ни парадоксально, люди далеко не молодые /в небольшой степени, но, всё равно, согласитесь, факт поразительный/ слушают /очень хочется подчеркнуть это слово, именно "слушают", а не воспринимают ушами некий набор звуков/ отдельные наши группы.

Чем это объяснить? Повышением музыкального уровня наших ансамблей? Да, это действительно так. Пока в западной поп-музыке свирепствовал тайфун под названием "диско" и катались разнокалиберные "волны", а "рок" практически топтался на месте - наши музыканты не сидели сложа руки: освоили новую аппаратуру /вспомните, в середине 70-х приличных клавишных у наших групп, вообще говоря, не было, а сейчас это атрибут чуть ли не каждой второй "конторы"/, научились делать качественные записи, подучились играть. Сейчас лучшие наши коллективы играют на достаточно высоком уровне. Но, видимо, не только это привлекает внимание нашей молодёжи к творчеству этих музыкантов. Ведь зарубежная индустрия поп-музыки по-прежнему выдает огромное количество альбомов групп /среди которых достаточно много просто талантливых/ в самых различных направлениях современной музыки, эти записи достаточно общедоступны и все же почему-то всё большей популярностью начинают пользоваться именно советские группы. Стало даже, в какой-то мере, престижным иметь записи этих ансамблей. Выводы из всего выше сказанного напрашиваются сами - видимо, всё дело в том, о чём поют эти музыканты. Именно к таким исполнителям и принадлежит "Воскресенье".

Наш рассказ собственно о "Воскресенье" начнем с того, что на сегодняшний день эта группа является лидером московской рок-музыки. Так уж случилось, что "Воскресенье" естественным образом заняло место "Машины времени" и на данный, момент у него, практически, нет серьезных конкурентов. Давний и признанный лидер - "Машина времени" - подписав контракт с Росконцертом на два года, мотается по Союзу и даже, если выступит летом этого /81-го!/ года в Москве, то это будет явлением эпизодическим, хотя и впечатлительным. Правда, может быть, Макаревичу удастся всё же расторгнуть контракт до начала 82 года, но в этом случае можно говорить о со-лидерстве. Вернувшийся после длительных гастролей "Аракс", хотя и представляет из себя группу традиционно сильных музыкантов, но стать лидером сможет вряд ли, просто в силу своеобразной "музыкальной проституции", т.е. способностью играть с кем угодно и что угодно, лишь бы это приносило деньги и определенный успех. К тому же у ансамбля нет своего поэта, и если попытки сочинять собственную музыку можно считать более или менее удачными, то стихи значительно тормозят создание собственных песен. А без своих песен трудно претендовать на роль лидера, но к "Араксу" мы ещё вернемся. Осевший же в Москонцерте "Автограф" не может получить ничего большего, чем средняя популярность в силу камерно-инструментального характера его музыки. Десятки же других московских групп, играющих что-то своё /начиная с достаточно сильного в профессиональном отношении "Карнавала" и кончая "Отражением" с простенькой музыкой и шепелявым вокалом/ не добились ещё того, чтобы элемент самостоятельности творчества соединялся с элементом качества. О тех же, кто играет не "своё", вообще говорить не стоит.

Основной успех ансамбля является стиль бард-рок. У нас всего четыре-пять /и то с натяжкой/ групп, работающих в этом направление, а успеха добились только два ансамбля: "Машина времени"/которая, кстати говоря, и является основателем этого стиля/ и "Воскресенье". Наверное, стоит дать определение бард-рока. Бард-рок - явление ис-ключительно советское, суть его в объединении очень осмысленных текстов с рок-музыкой во всем её диапазоне от хард-рока до классических рок-н-роллов с добавлением элементов кантри, а так же романсов. Слово "бард" появилось в названии вследствии того, что именно барды всегда играли песни очень сильные в поэтическом плане, ну а то, что явление бард-рока исключительно советское... просто не свойственно западным музыкантам воспевание высокочеловеческих идеалов /острая социальная направленность - это из другой оперы/, что как раз имеет место во многих песнях стиля бард-рока. Связь этих групп с бардами наглядно демонстрирует ещё и тот факт, что часть песен как у "Машины", так и у "Воскресенья" исполняется под акустическую гитару певцами ансамблей.

Историю группы, пожалуй, стоит начать с рассказа о судьбах двух лидеров нынешнего состава "Воскресенья": Алексея Романова и Константина Никольского, поскольку именно их творчество определяет лицо коллектива.

Итак: лидер номер один - двадцативосьмилетний гитарист Алексей Романов.

Начало было такое, какое бывает, как говорится, у всех. На дворе стоял 67 год, молодые люди ставили на магнитофоны "высококачественные" плёнки 6-го типа с "какофонией звуков" /см. определение музыки "Битлз", которое тогда давала пресса/, а 14-летний Леша Романов "бренчал" в школьной команде битломанов. В 69-м году, по поступлению в Архитектурный институт, организует другую команду с диковатым названием "Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбери". В течение двух лет они "выдавали" классические "рокешники", после чего Романов оставляет музыку по семейным обстоятельствам. Последующие 3 года он нигде не выступал, пока в 74-ом его не привлекает Андрей Макаревич в "Машину времени" вокалистом. Приблизительно в это же время он начинает серьезно заниматься сочинением песен и в 75-ом году становится вокалистом в группе "Опасная зона" у Алексея Макаревича /двоюродный брат Андрея Макаревича, не путать с клавишником "Автографа" Леонидом Макаревичем!/. В 76-ом году ансамбль меняет название на "Кузнецкий мост" и выступает ещё полтора года без особого успеха, пока Алексей Макаревич не ушел гитаристом в "Викторию", что, собственно, и привело к распаду группы. Опять два года Алексей нигде не выступает, но песни продолжает писать, а так же создает много стихов. Дальше, собственно говоря, и начинается история первого состава "Воскресенья".

С начала 79-го, когда стало ясно, что Сергею Кавагоэ придется. покинуть "Машину", он неоднократно делает предложения Романову организовать группу. В июне происходит распад "Машины", а в конце июля становится ясно, что ансамбль состоится, хотя пока их было только трое: Алексей Романов /ритм-гитара, вокал/, Сергей Кавагоэ /ударные/ и Евгений Маргулис /бас-гитара/. Нужен был соло-гитарист. Решили пригласить Алексея Макаревича, Хотя, может быть, это была не лучшая кандидатура. Но выбора практически не было, и их становится уже четверо. В конце августа на студии звукозаписи ГИТИСа, где в это время работал оператором будущий басист "Машины" Александр Кутиков, подвернулся случай сделать запись "новорожденной" группы. На время записи, которая продолжалась около недели, к ним присоединился вокалист Андрей Сапунов /то, что он будет позже в составе группы, тогда ещё не известно/, который, к тому же, неплохо играл на акустической гитаре. Сыгранности не было ещё никакой, и запись делалась, как говорится, "с разгону", в расчете на достаточную техническую подготовленность участников. В этот момент на студии стоял синтезатор "Машины" - "Куммер" и Сергей Кавагоэ, вспомнив былые времена, когда он играл на клавишных, накладывает на запись партию синтезатора, хотя после никогда и нигде группа не выступала с клавишными. Запись состояла из песен Романова и Никольского. Тут следует сразу оговориться, что в то время Константин Никольский не имел к ансамблю никакого отношения, но Андрей Сапунов, который хорошо знал Никольского и часто исполнял его песни, предложил записать несколько вещей, что и было сделано.

Необходимо отметить, что в массе своей вещи, предоставленные на этой записи, были записаны значите