ЗЕРКАЛО № 3
МАТЕРИАЛЫ
РЕДКОЛЛЕГИИ СТЕНГАЗЕТЫ "ГОВОРИТ РК"
Июнь 1981 года
В.Литовка. Воскресение "ВОСКРЕСЕНЬЯ"
А.Романов, К.Никольский. Тексты песен
Н.А.Попова. Андрей Макаревич сегодня
А.Макаревич. Новые песни и стихи
ДИСКУССИОННЫЙ
КЛУБ
С.Гурьев.
Рок и диско
Б.Чёрных. Некто Мартынов (проза)
А.Чаплин. Стихи
С.Гурьев. Шантаж (рассказ)
И.Монахов. Мифология истории
С.Гурьев. Симулянт (сцены)
А.Нелидова. Стихи
А.Фролов. Здравствуй, зелёная мыша! (рассказ)
МОНИТОР
Хроноскоп
Д.Хармс. Рассказы
Адрес:
115409 г. Москва, Москворечье д. 61, к. I,
студгородок к.5
для справок: общежитие МИФИ, Филин А.,
комн. 62;
Литовка В., комн. 123
В. ЛИТОВКА
В О С К Р Е С Е Н И Е "ВОСКРЕСЕНЬЯ"
Близ
солнца, на одной из маленьких планет,
Живет двуногий зверь некрупного
сложенья,
Живет ещё сравнительно немного лет
И думает, что он - венец творенья.
Забытые стихи
Кто
виноват? - скажи-ка брат,
Один женат, другой богат,
Один смешон, другой влюблен,
Один дурак, другой твой враг.
Алексей Романов
Сущность
явлений и лет вереница,
Лица друзей и маски врагов -
Ясно видны и не могут укрыться
От взора поэта - владельца веков.
Константин Никольский
Эту статью о московской рок-группе "Воскресенье" я начну с несколько странного, на первый взгляд,вопроса: "Почему Вы слушаете?" Почему Вы слушаете советский рок вообще и группу "Воскресенье" в частности? Как это получилось, что одни и те же песни слушают и те, кто до недавнего времени формировал своё представление о мире современной музыки исключительно на основе предлагаемого нашей замечательной фирмой "Мелодия" товара, и те, кто всегда презирал /как это ни печально - именно это слово отражает истину/ советскую эстраду, но зато мог по памяти сказать, на какой стороне и какая по счету "лестница в небо" в альбоме "Лед Зеппелина". Почему, наконец, не только молодежь, но и, как это ни парадоксально, люди далеко не молодые /в небольшой степени, но, всё равно, согласитесь, факт поразительный/ слушают /очень хочется подчеркнуть это слово, именно "слушают", а не воспринимают ушами некий набор звуков/ отдельные наши группы.
Чем это объяснить? Повышением музыкального уровня наших ансамблей? Да, это действительно так. Пока в западной поп-музыке свирепствовал тайфун под названием "диско" и катались разнокалиберные "волны", а "рок" практически топтался на месте - наши музыканты не сидели сложа руки: освоили новую аппаратуру /вспомните, в середине 70-х приличных клавишных у наших групп, вообще говоря, не было, а сейчас это атрибут чуть ли не каждой второй "конторы"/, научились делать качественные записи, подучились играть. Сейчас лучшие наши коллективы играют на достаточно высоком уровне. Но, видимо, не только это привлекает внимание нашей молодёжи к творчеству этих музыкантов. Ведь зарубежная индустрия поп-музыки по-прежнему выдает огромное количество альбомов групп /среди которых достаточно много просто талантливых/ в самых различных направлениях современной музыки, эти записи достаточно общедоступны и все же почему-то всё большей популярностью начинают пользоваться именно советские группы. Стало даже, в какой-то мере, престижным иметь записи этих ансамблей. Выводы из всего выше сказанного напрашиваются сами - видимо, всё дело в том, о чём поют эти музыканты. Именно к таким исполнителям и принадлежит "Воскресенье".
Наш рассказ собственно о "Воскресенье" начнем с того, что на сегодняшний день эта группа является лидером московской рок-музыки. Так уж случилось, что "Воскресенье" естественным образом заняло место "Машины времени" и на данный, момент у него, практически, нет серьезных конкурентов. Давний и признанный лидер - "Машина времени" - подписав контракт с Росконцертом на два года, мотается по Союзу и даже, если выступит летом этого /81-го!/ года в Москве, то это будет явлением эпизодическим, хотя и впечатлительным. Правда, может быть, Макаревичу удастся всё же расторгнуть контракт до начала 82 года, но в этом случае можно говорить о со-лидерстве. Вернувшийся после длительных гастролей "Аракс", хотя и представляет из себя группу традиционно сильных музыкантов, но стать лидером сможет вряд ли, просто в силу своеобразной "музыкальной проституции", т.е. способностью играть с кем угодно и что угодно, лишь бы это приносило деньги и определенный успех. К тому же у ансамбля нет своего поэта, и если попытки сочинять собственную музыку можно считать более или менее удачными, то стихи значительно тормозят создание собственных песен. А без своих песен трудно претендовать на роль лидера, но к "Араксу" мы ещё вернемся. Осевший же в Москонцерте "Автограф" не может получить ничего большего, чем средняя популярность в силу камерно-инструментального характера его музыки. Десятки же других московских групп, играющих что-то своё /начиная с достаточно сильного в профессиональном отношении "Карнавала" и кончая "Отражением" с простенькой музыкой и шепелявым вокалом/ не добились ещё того, чтобы элемент самостоятельности творчества соединялся с элементом качества. О тех же, кто играет не "своё", вообще говорить не стоит.
Основной успех ансамбля является стиль бард-рок. У нас всего четыре-пять /и то с натяжкой/ групп, работающих в этом направление, а успеха добились только два ансамбля: "Машина времени"/которая, кстати говоря, и является основателем этого стиля/ и "Воскресенье". Наверное, стоит дать определение бард-рока. Бард-рок - явление ис-ключительно советское, суть его в объединении очень осмысленных текстов с рок-музыкой во всем её диапазоне от хард-рока до классических рок-н-роллов с добавлением элементов кантри, а так же романсов. Слово "бард" появилось в названии вследствии того, что именно барды всегда играли песни очень сильные в поэтическом плане, ну а то, что явление бард-рока исключительно советское... просто не свойственно западным музыкантам воспевание высокочеловеческих идеалов /острая социальная направленность - это из другой оперы/, что как раз имеет место во многих песнях стиля бард-рока. Связь этих групп с бардами наглядно демонстрирует ещё и тот факт, что часть песен как у "Машины", так и у "Воскресенья" исполняется под акустическую гитару певцами ансамблей.
Историю группы, пожалуй, стоит начать с рассказа о судьбах двух лидеров нынешнего состава "Воскресенья": Алексея Романова и Константина Никольского, поскольку именно их творчество определяет лицо коллектива.
Итак: лидер номер один - двадцативосьмилетний гитарист Алексей Романов.
Начало было такое, какое бывает, как говорится, у всех. На дворе стоял 67 год, молодые люди ставили на магнитофоны "высококачественные" плёнки 6-го типа с "какофонией звуков" /см. определение музыки "Битлз", которое тогда давала пресса/, а 14-летний Леша Романов "бренчал" в школьной команде битломанов. В 69-м году, по поступлению в Архитектурный институт, организует другую команду с диковатым названием "Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбери". В течение двух лет они "выдавали" классические "рокешники", после чего Романов оставляет музыку по семейным обстоятельствам. Последующие 3 года он нигде не выступал, пока в 74-ом его не привлекает Андрей Макаревич в "Машину времени" вокалистом. Приблизительно в это же время он начинает серьезно заниматься сочинением песен и в 75-ом году становится вокалистом в группе "Опасная зона" у Алексея Макаревича /двоюродный брат Андрея Макаревича, не путать с клавишником "Автографа" Леонидом Макаревичем!/. В 76-ом году ансамбль меняет название на "Кузнецкий мост" и выступает ещё полтора года без особого успеха, пока Алексей Макаревич не ушел гитаристом в "Викторию", что, собственно, и привело к распаду группы. Опять два года Алексей нигде не выступает, но песни продолжает писать, а так же создает много стихов. Дальше, собственно говоря, и начинается история первого состава "Воскресенья".
С начала 79-го, когда стало ясно, что Сергею Кавагоэ придется. покинуть "Машину", он неоднократно делает предложения Романову организовать группу. В июне происходит распад "Машины", а в конце июля становится ясно, что ансамбль состоится, хотя пока их было только трое: Алексей Романов /ритм-гитара, вокал/, Сергей Кавагоэ /ударные/ и Евгений Маргулис /бас-гитара/. Нужен был соло-гитарист. Решили пригласить Алексея Макаревича, Хотя, может быть, это была не лучшая кандидатура. Но выбора практически не было, и их становится уже четверо. В конце августа на студии звукозаписи ГИТИСа, где в это время работал оператором будущий басист "Машины" Александр Кутиков, подвернулся случай сделать запись "новорожденной" группы. На время записи, которая продолжалась около недели, к ним присоединился вокалист Андрей Сапунов /то, что он будет позже в составе группы, тогда ещё не известно/, который, к тому же, неплохо играл на акустической гитаре. Сыгранности не было ещё никакой, и запись делалась, как говорится, "с разгону", в расчете на достаточную техническую подготовленность участников. В этот момент на студии стоял синтезатор "Машины" - "Куммер" и Сергей Кавагоэ, вспомнив былые времена, когда он играл на клавишных, накладывает на запись партию синтезатора, хотя после никогда и нигде группа не выступала с клавишными. Запись состояла из песен Романова и Никольского. Тут следует сразу оговориться, что в то время Константин Никольский не имел к ансамблю никакого отношения, но Андрей Сапунов, который хорошо знал Никольского и часто исполнял его песни, предложил записать несколько вещей, что и было сделано.
Необходимо отметить, что в массе своей вещи, предоставленные на этой записи, были записаны значите