УХО №
7 (11)
На правах
рукописи. 4 экз.
Москва, декабрь, 1983 г.
Впечатления от несостоявшегося московского рок-фестиваля
С.Андреев. Эй, каменщик! (стихи)
Сер. Дековский. Вслух про себя
Питер Джон. "В центре внимания - Великобритания".
или:
вывод из некоторых наблюдений над
попытками привить в М. Ленинградский
опыт
В последнее время среди зимы вдруг распустило свои эфемерные листики старое дерево - пресловутый Московский Рок-клуб. С разных сторон пришли ИНИЦИАТИВЫ в спектре от совершенно анекдотических, вроде агрессии в область музыки, учиненной недавно Свеном Гундлахом (художник из группы МУХОМОР), вежливо разъяснившим музыкантам КАК и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ им следует играть, а так же С КЕМ и ПОД ЧЬИМ РУКОВОДСТВОМ объединяться. Одновременно некий ленинградец приезжает собирать подписи под петицией о рок-клубе... Хотя клопу и таракану понятно, что московских рокеров будут объединять не МУХОМОРЫ и не питерские гастролеры, а совершится оно по некоему мановению руки свыше.
Однако попробуем спросить себя: нужен ли нам вообще рок-клуб?
И когда будем отвечать, заметим, что каждый под словом "рок-клуб" понимает нечто сугубо своё, а общепринятое понимание отсутствует. Одному нужна стабильная точка для сэйшенов, другому - место музыкальных дискуссий, третьему - власть над себе подобными.
А что мы имеем в Ленинграде?
Ленинградский опыт конспективно таков: всех музыкантов собрали на ул. Рубинштейна, залитовали тексты (ура!), дали ту самую стабильную точку (ура!) и определенную, куда больше, чем в Московском ДХС, демократию (три раза ура!).
И мы увидели, как неожиданно расцвел питерский рок, дав сначала одну супер-группу № 1 в масштабе Союза ("А"), потом вторую (ЗОО) и ряд групп, так сказать, образцовых в своей категории: в харде - ПЕПЕЛ, в панке - АУ, в сов. нео-романтизме - МАНУФАКТУРА етс.
Потом, в начале этого года, пошли какие-то странные явления. Одна за другой ленинградские команды начали резко сдавать. Эпидемия или падающее домино: Аквариум вдруг перестал делать новые вещи, заиграл во фри-джаз, разбился, снова склеился... в итоге вместо концертов стал nowadays учинять издевательства над публикой типа имевшего место в Москве 3 декабря в ДК Русакова. "Мануфактура" закрылась ввиду ухода работников её в армию. КИНО "кончилось давно". Панов, бывший раньше музыкантом-хулиганом, стал хулиганом-музыкантом, а через полгода, глядишь, портвейн выбьет из него последние творческие силы. Не хочется ругать ЗООПАРК, но согласитесь, что наш друг Майк если и не разлагается заживо как БГ, то и вперед не движется. Его последние вещи - образец местами талантливых, но пока бесплодных попыток найти собственный стиль между Рыженко, Розенбаумом и старым, традиционным ЗООПАРКОМ.
На этом фоне рокерам из Ленинграда не остается ничего другого предложить Москве, кроме как СЕКРЕТ, ТАКСИ етс. Ни одну из этих команд на плёнке нельзя слушать больше 5 минут.
Правильно, у нас в М. тоже есть ЁЛОЧНЫЕ БАЗАРЫ и ГОРОДа с ГУЛЛИВЕРАМИ, но они знают свое место, и не придет в голову нашим корифеям: Градскому, Рыженко или Ю.Лозе рекламировать эти насквозь коммерческие подделки под рок-музыку.
И если Майк, человек № 1 в Ленинграде, предлагает нам слушать СЕКРЕТ, то это прежде всего предлог задуматься: почему он это делает?
Как ни странно, ответ мы получим, вернувшись к истории клуба на Рубинштейна. Создав для музыкантов уютный улей, руководители ДСТ наглухо задраили двери. Выступления для "избранного" круга на Рубинштейна не могли заменить нормальную концертную деятельность в ДК, на заводах и в институтах, которая почти совершенно прекратилась в 80-х гг. В итоге - забавная ситуация: питерские группы в Москве или в Волгограде значительно популярнее, чем у себя на родине.
Искусственная концентрация музыкальной жизни обернулась на первых порах расцветом, а затем с неизбежностью - стремительным гниением замкнутого на самого себя и лишенного доступа свежего воздуха мирка ленинградского рока.
"Чтобы стоять, я должен держаться корней", - полагал некогда т. БГ. Корни же рок-музыки, как и любого другого искусства, лежат не в элитарных салонах и не на фирменных видеозаписях, а в жизни, и с этой точки зрения рок-клуб подрубил собственные корни в Ленинграде. Не удивительны теперь ни мелочные склоки, ни бюрократизм, ни та поспешность, с которой руководство клуба торопится "реагировать" суровыми карами на любое обвинение в адрес ленинградской группы, хотя бы даже и вовсе несостоятельное.
Теперь возвратимся в столицу.
Решительные противники объединения в клуб, составляющие на сей момент большинство среди наших рокеров, говорят:
1) Ленинградский опыт в конечном итоге оказался неудачным.
2) Московские группы всегда были богаты и независимы. Согласитесь, что коллектив с аппаратурой на 50 тысяч и собственной студией звукозаписи испытывает куда как меньшее стремление с кем-то объединяться, чем, скажем, ЗООПАРК или АКВАРИУМ, у которых, несмотря на громкую славу, сроду не имелось за душой ничего электрического, превышающего средне-ЖЭКовский прейскурант.
Однако на эти тезисы можно и возразить.
Нас ведь никто не заставляет копировать ленинградский опыт. Наверное, изучив внимательно практику культурной работы в Прибалтике и в социалистических странах Европы, мы найдем более жизненные формы объединения. И пофантазировав немного, возможно, удастся повернуть старую рок-клубовскую идею такой стороной, которая окажется приемлема и для вольнолюбивых москвичей с их "динакордами" и синтезами.
Первая установка, из которой следует исходить при организации рок-клуба (забытая meanwhile наглухо ленинградцами), может быть сформулирована так: В РОК-МУЗЫКЕ НЕТ "ПРОФЕССИОНАЛОВ" И НЕТ "САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Пьяный лабух, отвратительно лажающий в кабаке вариации не тему "Поворота" будет называться профессионалом, а выдающийся пианист Сергей Курёхин, имеющий три сольных альбома, в составе АКВАРИУМА проходит как "любитель". И данное противоречие - не исключение, а наоборот, правило, порожденное спецификой рок-музыки. В каждый отдельно взятый момент командой, определяющей развитие советского рока (на которую равняются другие) является тот или иной НЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ коллектив: МАШИНА, АКВАРИУМ, ЗООПАРК... Более того, практический опыт свидетельствует, что переход к т.н. "профессиональной" концертной деятельности чаще всего приводит к резкому падению качества группы (та же МАШИНА, ЗЕМЛЯНЕ, ВОСКРЕСЕНЬЕ и мн. др.). Это не значит, что "профессионалы" хуже играют: они могут быть классными музыкантами, и аппаратура у них солиднее, но по совокупности параметров качества они обязательно проиграют ведущей "любительской" группе. Возьмите, например, ДИАЛОГ - и люди они хорошие, и специалисты в своем деле: мы нарочно берем благородный пример, а не фарцовщиков ЗЕМЛЯН - и выпустите их на одну площадку с ФУТБОЛОМ. Кого предпочтет публика?
Причины этого явления ясны всякому человеку, знакомому с практикой наших концертных организаций: сии обветшалые здания так же мало подходят к принятию в себя НАРОДНОЙ МУЗЫКИ последней четверти XX века как мануфактура эпохи накопления капитала - к современным промышленным роботам.
Но вернемся к нашим баранам: какой вывод из вышесказанного? А тот, что курирующим организациям следует с самого начала смотреть на рок-клуб не как на организацию САМОДЕЯТЕЛЬНОГО творчества (типа объединения кружков кройки и шитья), а как на общество людей серьезно, хотя и по ряду конкретных причин и непрофессионально занимающихся ИСКУССТВОМ, и выдающим в своем жанре культурную продукцию ВЫСШЕГО КЛАССА. Вы чувствуете, где здесь принципиальная разница? Если в кружок человек приходит удовлетворить свою личную потребность и провести свободное время, то музыкант, известный по всей стране, уже удовлетворим потребности широких масс советской молодежи в духовных ценностях, его нельзя мерить по меркам ДХС, его талант - общественное, народное достояние. Общество само заинтересовано в том, чтобы, создав такому человеку нормальные условия для работы, избавить его от общения со спекулянтами аппаратурой и прочими коммерсантами, равно как и со следующими за ними по пятам работниками ОБХСС -это будет и гуманно, и практически полезно хотя бы с той точки зрения, что отрицательные эмоции, закономерно возникающие у художника, находящегося в нелепом, абсурдном положении без вины виноватого, не будут получать через музыкальное искусство широкое распространение среди молодежи, толкая ее неустойчивых представителей на асоциальное поведение.
Итак, устав предполагаемого клуба должен выражать УВАЖЕНИЕ к творчеству его членов, к их РЕАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ.
Второе: клуб должен исходить из принципов ХОЗРАСЧЕТА. Это еще два года назад было заявлено как основное условие инициативной группой нашей муз. общественности, но это остается камнем преткновения до сих пор, хотя такой лозунг соответствует и потребностям государства, и политике партии, направленной на всемерное развитие хозяйственной инициативы и опыту братских стран и, наконец, специфике рок-музыки как жанра. Дело здесь вовсе не в том, что наши музыканты - барыги по натуре, а в том очевидном факте, что рок требует колоссальной материальной базы, и идея "рока без денег" лежит в том же круге абсурда, что и "бесплатная архитектура" и "бескорыстное кино". Только на основе хозрасчетного клуба -платные концерты, музыканты получают ПРОЦЕНТ ОТ ДОХОДА. Деятельность клуба оценивается не только по качественным, но и по количественным, финансовым показателям - только при этом условии мы избежим ленинградского эффекта ЗАМКНУТОГО НА СЕБЕ объединения. Кстати, неудивительно, что выступления против хозрасчета исходят либо от граждан, разбирающихся в музыкальных делах как в китайской космонавтике (типа упомянутого Свена), либо просто от безответственных провокаторов.
В ГДР, в Венгрии, даже в Румынии все т.н. непрофессиональные рок-группы выступают в клубах предприятий и институтов ОФИЦИАЛЬНО ЗА ДЕНЬГИ!!!
Третья позиция: рок-клуб не должен обладать монополией и принудительной властью. Здесь, как при организации колхоза (правильной организации!) каждому должно быть предоставлено право выбора: хочешь сообща - вступай, не хочешь - оставайся единоличником.
Четвертое: о демократизме структуры. Беря за основу ленинградский устав, можно существенно уточнить его в таких деталях, как:
а. Приниматься должны только реально существующие группы.
б. Не-музыканты могут попадать в клуб и его высший исполнительный орган либо от лица комсомольских и профсоюзных органов (то есть как официальные представители), либо от лица конкретных групп, каждой из которых следует заранее предоставить право "провести с собой" определенное количество операторов, световиков, муз. журналистов и прочих неиграющих тт., причем если нормы представительства будут ЗАРАНЕЕ УСТАНОВЛЕНЫ УСТАВОМ, то все решения по конкретным кандидатурам будет принимать "СОВЕТ" или "ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ". Например, когда ансамбль "А", используя свое уставное право, попытается провести в клуб спекулянта Н., обманувшего группу "Б" при продаже динамиков на триста рублей, то на собрании представитель пострадавшей группы рассказывает об этом, и если его рассказ убедителен и подтвержден свидетелями, то собрание отказывает Н. в членстве, предлагая группе "А" заменить свою кандидатуру на другую, более достойную.
В. Наказание групп в случае нарушения ими Устава должно производиться в строгом соответствии с общими принципами законности: то есть если вина неопровержимо доказана. При поступлении жалоб с мест курирующие организации (МГК ВЛКСМ?) должны выделять своих людей для беспристрастного расследования и только после этого, с материалами расследования на руках, они могут возбуждать в "СОВЕТЕ" и "СОБРАНИИ" вопрос о репрессиях против группы. Позорная ленинградская практика принятия репрессивных мер по юридически несостоятельным заявлениям (основанным на предположении, а не на юридическом факте) и даже по письмам частных лиц (!) должна быть отвергнута, если мы хотим иметь жизнеспособный клуб, а не контору типа театра Варьете у Булгакова.
Здесь хотелось бы обратить внимание еще на один момент, связанный с руководством: каковы бы ни были конкретные позиции Устава, мы должны всемерно позаботиться о том, чтобы в клуб не проникали нравственно нечистоплотные люди. У нас в Москве есть определенная прослойка, не известная Ленинграду - это т.н. "музыкальные журналисты". К сожалению, они весьма влиятельны. К сожалению - потому, что за 2-3 конкретными исключениями и это мафия жуликов, способных за одни сутки в зависимости от конъюнктуры (нередко вполне материальной) на 180 менять свои вкусы и убеждения. Недавно одного из них, Д.Шавырина, "Комcомольская правда" на весь Союз разоблачила как плагиатора, рассылающего по областным газетам чужие статьи под собственной фамилией ("Вдохновение под копирку" - 2 авг. 1983). Ну и что же? Данный гражданин не только продолжает работать в газете "Московский комсомолец", но и представляет рок-музыку по линии общества филофонистов, читает там лекции... В.Ковалев, изгнанный за профессиональную некомпетентность из той же "Комсомолки" и нашедший прибежище в журнале "Огонек", полтора года посещал по приглашению своего друга А.Троицкого концерты группы АКВАРИУМ и восторгался ею, итогом чего явился донос на группу и заодно на друга, написанный им в соавторстве с А.Налоевым и отправленный в журнал "Журналист" - правда, к чести редакции можно сказать, что подлый сей документ не был напечатан.
И т.п. Очевидно, наша с вами общая задача - несмотря на их связи не допустить шавыриных, налоевых и троицких к руководству рок-клубом, не предоставлять им трибуну для пропаганды цинизма и беспринципности среди молодых музыкантов. Лучше подумать о том, как привлечь к сотрудничеству представителей "смежных" искусств - писателей, театральных деятелей, просто честных журналистов, среди которых в последнее время очень возрос интерес к рок-музыке.
В центре же, на виду обязательно должна стоять фигура не просто известного музыканта, но и нравственно авторитетного для молодежи человека - не важно, будет ли он называться президентом, почетным председателем или как-то иначе. Есть ли в Москве такие люди? Уверяю вас, их немало: М.Дунаевский, А.Градский, А.Козлов...
Вот некоторые предварительные размышления по поводу рок-клуба в Москве.
А если хотите еще экспериментов - ну что ж. Как заметил когда-то Писарев :"Мы везде поступаем так: сначала разобьем естественную, цельную жизнь, а потом из жалких черепков и веремков начинаем клеить что-то свое и ужасно радуемся, если это свое издали почти похоже на натуральное".
фельетон из цикла "Дворец интеллектуального чутья ("ДИЧЬ")
Недавно один мой знакомый, Величайший Музыкальный Критик Нашей Эпохи, в присутствии ряда Уважаемых Лиц высказал Гениальную Мысль о том, что ряд наших известных рок-музыкальных деятелей (он назвал Б.Г., Майка, Свина и других) частенько воруют мелодические и текстовые идеи у не наших рок-музыкальных деятелей (тут он назвал "Мэднес", "Клэш", "Роллинг Стоунз" и ещё кое-кого). Ответом на эту мысль были шумные аплодисменты, к которым присоединился и ваш Покорный Слуга.
Я, конечно, мужик простой, не чета собравшимся здесь, в этом храме муз, где идут разговоры о взаимопроникновении культур и о творчестве Тех Кто Выше Нас, но слова Гения привели меня к ряду мыслей. И тут же, из своего угла, где я мирно пил свой портвейн, я позволил себе обратить на себя внимание Присутствующих. Я попытался развить Тезис этого Критика. Суть моих слов заключалась в следующем. Гнусные личности, позволяющие себе присваивать плоды чужого интеллектуального труда, не могут вызвать ничего, кроме гнева и презрения. Но только ли названными именами ограничивается список мерзавцев! Ни в коей мере. Сюда надо присоединить ещё многих и многих. Я назову лишь некоторых.
Как-то раз, на одном из своих концертов, всеми известный Элтон Джон нажал на клавишу ля-бемоль 2-й октавы. Какое кощунство! Какой наглый плагиат! Звук ля-бемоль 2-й октавы использовали в своем творчестве Эрик Клаптон и Рик Уэйкман, Роберт Фрипп и Стив Хоу. Сомневаюсь, что Элтон Джон не знал об этом! Что не помешало ему, однако, выдать ля-бемоль второй октавы за "своё". А "Роллинг Стоунз"? С каким бесстыдством они исполняли музыку в тональностях ля-минор, ре-диез мажор и ми-мажор, в тональностях, которые использовали до них отцы и основатели рок-н-ролла. "Прославились "РС" не только этим. Послушайте "их" песню "Скучаю по тебе". Это же наши "Голубые города"! А "Йес" с завидным упорством долгое время обрабатывали до неузнаваемости песни "Б. Бойз", меняя размер, мелодию, текст, аранжировку и названия. Они думали, я не догадаюсь!
Надо сказать, что в текстах безобразия тоже немало. Например: сосчитайте, сколько раз "Queen" употребляет слово "love". Ну что, сосчитали? Нет? И не сосчитаете. И не пытайтесь меня уверить, что они не знают, у кого дерут! Правильно. У Э.Пресли. А также у "Кримсон", "Битлз", "Элефант" и др. Б.Г. не совершает и тысячной доли той мерзости, что творят вышеуказанные медвежатники. Больше того. У "Би Джиз" они содрали целое название песни "Somebody To Love". Видите? Опять это слово. А уж насчет слов "And", "To", "Lp", "Of", "You", "I" и говорить не приходится! Почти весь словарный запас "Queen" таким образом сводится к словам, нагло похищенным у предшественников. Но этого мало. Они добрались до Средней Азии и Арабского Востока, похитив из местного фольклора слова "Мустафа" и "Ибрагим".
А аранжировки! Вот где любители покопаться в чужих сундуках чувствуют себя вольготно. Судите сами. Джимми Хендрикс играл, как известно, на гитаре. А знаете ли вы, на чем играет некто Джон Маклафлен? А играет он... тоже на гитаре. И после этого вы обвиняете Майка в том, что он подражает каким-то "Роллинг Стоунз"! Маклафлен - вот истинный пример плагиатора наглого и хитрого. Доходит до того, что он пытается играть на третьей струне! Где вы, мистер Хендрикс? Хорошо, что вы не видите этого позора.
А список можно продолжить. Можно назвать Гарри Ньюмена, который играет на клавишах правой рукой (вспомните Лорда), можно назвать Стивенса, который поет в микрофон (вспомните Пресли), можно назвать, наконец, "The Who", тексты которых уж очень смахивают на английский язык (вспомните пластинку "Веселых ребят"). Можно вспоминать и вспоминать. Честное слово, нашим присвоителям чужого труда до них о-ой как далеко!
Такова была моя речь в том прекрасном Дворце Интеллектуального Чутья. Я произнес её в порыве негодования и полный желания добиться истины.
Однако, каково было мое удивление, когда мне вдруг обиженно сказали, что я над ними издеваюсь, и попросили выйти. Ну что ж, значит, я был чем-то не прав, подумал я, и последовал распоряжению Тех, Кто Выше Нас.
ПЕТЬКА
Впечатления от несостоявшегося московского рок-фестиваля
В ноябре сего года в Долгопрудном, под Москвой, должен был состояться московский рок-фестиваль. Состоялось только предварительное собрание музыкантов с администрацией. Вот Impression одного из потенциальных фестивальщиков.
На Имя девятого съезда рок-н-факзала в уездной деревне физиков под названием "Сами звали-сами взяли!"
Как трель
соловья,
звонок телефона.
Алло?
Рассказывайте..., рассказывайте...
Громче!
Что! Кто!
Где-когда-зачем - и почему??
Так! Так!
Вот это-то и хорошо!
Как говорите? Улей. Пчёлки ВСЕ!
Так это-ж вариант "Му-Му".
В районе Красного Села,
В таверне "Из искры возгорится
пламя!"
Металлодверь с замком,
Ступеньки вниз,
Грязь! Поворот!
И вот ОНО!
Площадка вроде небольшая - 3 на 4,
Низкий потолок!
И ДУМА сразу в мозг:
"Бить будут! Не спасет никто!
И криков мечущей души не слышно будет.
Так это ВСЁ ... - Конец!"
Но ..., нет, нас бить не будут!
Стульчики по стеночкам,
Стол Пинг-Понга.
Два судьи,
Остальное семечки!
Судьи - парни ничего.
Оттопыренные ушки!
Взгляд второго - плутоват,
Замечательные Душки!
Шепоток аристократов,
Длинные лохмотья,
Блеск зубов, колец, зрачков,
Словно искорки.
Всем встать .............
Тише! ТИШЕ!
Все по местам!
Эй! Там! Товарищ в углу!
Зад у вас толстоват!
Ах! ...
Вы поэт-З-х станочник?!
Простите, не знал.
Наконец, тишина.
Список групп, имен, фамилий,
И голос гробовой в тишине:
"Кто не слышал, не знал!
Я добавлю. - Паспорт
Иметь при СЕБЕ!!!"
У нас ВСЁ есть.
Нам ВСЁ известно!
Нам только маленькую справочку-анкетку:
"Откуда родом?
Кто отец и мать?
Твои друзья, подруги, связи?
Где? С кем? Когда?
И у кого, в последний раз,
Пардон - поссать изволили немного?
Да!
У него
Весёлый взгляд,
Уверенные жесты!
Он парень Весь на 100%,
А где гарантии у нас,
Для нас!
Что Варфоломеевская ночь
Была всего лишь только раз?
И не повторится вновь!
Ах!
Д-а-а...
Билетики! - Это просто!
На рябчиков пойдешь?
Ты пару рябчиков даешь,
А вам билетик с красной полосою.
Не бойся, сынко!
Скопом будете сидеть.
Ну ... - да:
В партере!
Чтоб видней и веселей
Для ВАС и ...
Для МОИХ ЗНАКОМЫХ было!
Одну мы точку не поставили, друзья!
В антракте пить нельзя!
Дружина в штатском все не та!
Там оптимистов мало!
А тот, кто принесет бутылку,
Ему не будет места,
И тот не будет занесен
По хэппи-окончанию
на фреску "Тайная Вечеря" -
Леонардо!
Народу будет много.
Ему скучать нельзя.
Для этого мы фото
Для нашего народа,
Приклеим на столбах!
Не бойтесь! Не бойтесь, не волнуйтесь!
Фотограф среди нас!
И карточку фас-профиль
он сделает враз!
Вот пока все.
Есть вопросы?
За вами последнее слово!
Что!
Нет?
Прощайте, граждане!
Мы ждем вас во вторник!
На концерте ОПЫТНОГО ПОЛЯ часть зрителей сразу пустилась в пляс, некоторые даже вылезли самодеятельно на сцену, однако другие, более интеллектуальные, выражали неудовлетворенность "воскресенско-машиновскими" пережитками. Наверное, правы и те и другие, но для начала то, что сделала группа Сергея Андреева - очень неплохо.
Итак, Сергей Андреев - автор песен и свободный вокалист. Иногда играет на гитаре, на флейте и на аккордеоне - в песне про тараканов, так понравившейся публике.
Лидер - тезка вокалиста.
Бас - Олег.
Драмз - Андрей.
Все вместе производят высокопрофессиональную и заводную музыку, в основном, хардового направления. Отсюда произрастают пляски в проходах. Что касается интеллектуального содержания, то приходится произнести суровые слова: программа ансамбля поразительно неровная. Ряд вещей демонстрируют интересное собственное лицо: это заставка их программы /"Не поеду"/ и разнообразные песни про животных: свиней, тараканов, песня "6, 7 и 8 марта" етс. Однако т. Андреев делает титанические усилия, чтобы уничтожить первоначальное хорошее впечатление подражательными номерами: и уж ладно бы он передирал Микеланджело /"То, что называется я"/ - это даже забавно и вполне современно - но вызывать призраки покойного А. Макаревича вряд ли стоит, не говоря уже про Шумова /"Девочка"/.
Что касается режиссуры концерта, то это они, наверное, сами хорошо понимают.
А вообще приятно, что в Москве появилась новая сильная группа. В конце концов, некоторые группы умудрились приобрести рекламу на весь Союз, в то время как все их творчество укладывается в ХУДШИЕ вещи ПОЛЯ. Что касается лучших, то создав на основе их цельную программу и поставив поведение на сцене, ребята многого добьются.
Как материал к дискуссии, мы помещаем здесь это письмо, мнение автора которого о группе ДК несколько иное, и несмотря на наивную форму выражения, представляется аргументированным, по крайней мере, частично.
"Мне группа "ДК" понравилась не очень. Распаренное, красное лицо орет, мечется, подскакивает павлином, ухает филином, воет белугой, но с этого лица поглядывают на нас вполне трезвые, рассудочные и алчные глазки. Лица музыкантов хмурые, неприступные, играют нечто серьезное. Что именно? Одесско-подъелдыкивающий (и притом, как ни смешно, с долей робости) вариант песни со словами про Троицкого, дразнилки про что-то нехорошее и что-то в том же неопределенно-робком и дерганом духе.
Играют хорошо? Наверное, нельзя назвать хорошим то, что не очень интересно. Мне кажется, что и эта группа входит в ту волну музыкальной каши, которой забиты ноздри, глаза, уши, умы..."
Прочитав разные статейки, я очень удивился отзывам о Д.К., а потому решил высказать несколько доводов от первого, так сказать, лица. Начнем с того, что "восприятие произведений - тоже искусство" (Ин. Анненский), поэтому неудивительны всевозможные сравнения и подтасовки. Арк. Северного никто из нас не слышал. Об "Аквариуме" узнали совсем недавно (плёночка, начинающаяся с телефонного звонка).
Рок-музыку слушаем крайне редко (авангардный и панк-рок). Старый "традиционный" рок находит в себе слабого защитника в лице Сережи Полянского (бас) - мы с Димой (гитара) больше любим джаз. Что касается меня, то я рок, как музыку вообще не воспринимаю. Классика - глубже, джаз - актуальней, авангардный джаз - техничней. Для меня рок - крупнейшее явление в современном искусстве, отличающийся от других жанров музыки более выраженной творческой свободой, демократизмом.
Рок совершенно не выносит косности (самое важное).
Моя любимая группа - "Can". (Терпеть не могу всяких джеймсов ластов и АББ.) Мы никогда не задумываемся над тем, какие "модные ритмы" в данный момент играем и почти не апеллируем к западному року. "Запад научился большему у Востока, чем наоборот" (Т.Манн). Правда, иногда что-то оседает из случайно прослушанного,и тогда рождаются своеобразные песни-посвящения - дань уважения тем или иным группам (Clash, Talking Heads, Devo, Can). Все выразительные средства используются в качестве системы образов, принадлежащих рок-музыке как жанру, в зависимости от конкретного жизненного впечатления. Каждая вещь - это замкнутая внутри себя картинка со своей внутренней драматургией. "Я беру своё добро там, где его нахожу" (Мольер). Мы сознательно отказываемся от безукоризненно чистых дублей в записи, предпочитая им интонационно и драматургически более выразительные, т.к. очень часто "чистая" и "гладкая" запись становится мёртвой и автоматически теряет свое художественное значение. "Пусть останутся технические недостатки - будет слышно, что играл живой человек, живой артист, а живой артист и живой человек не бывает без недостатков" (Гр. Пятигорский). Может быть, поэтому так приятно слушать ранних "Beatles" и концерты "Rolling Stones"?
На сегодняшний день у нас четыре LP: "Шизгар", "Голые ноги", "Увезу тебя я в тундру" и "Их нравы". Каждая из них - цельная композиция, которую можно рассматривать как галерею портретов-типов.
Для нас реальность - это не аллегорические механизмы, не "дураки и умные", как у Машины и иже с ними, а люди. Поэтому вещи, которые хоть немного отдают "маяковщиной", мы считаем неудачными, поскольку принципы гуманизма ставим выше всего. "Какие мы все несчастные" (Звездочетов). А идиотизм наших героев следует рассматривать с точки зрения "не ведают, что творят", ибо "кто ненавидит - тот мертв". На наш взгляд, жизнь и людей нужно не высмеивать, а превращать первую в забавную, но великую ценность; а вторых понимать и терпимее относиться к человеческим недостаткам и "тараканчикам". "Я трагедию жизни превратил в грезофарс" (И. Северянин). Мы не избегаем "запретных" тем, ибо "у природы нет ни ядра ни шелухи" (Платон), и, как писал Гайдн, "малость позавтракав, я принимаюсь сочинять".
В своих вещах мы используем так называемую "эстетику народного искусства", т.е. синтез непосредственного и условного, поэтому фольклорный элемент является доминирующим. (Натуральный минор, переменный (блатной) лад на пентатонике, хроматизмы и т.п.).
По нашему мнению - коммерческая эстрада не имеет в России национальных корней, поэтому "массовые бодрячки" не пользуются у народа абсолютно никакой популярностью; наоборот, многие качественные явления западного рока популярны в России как раз потому, что рок-н-роллы, например, имеют много общего с русской частушкой, а знаменитый блюз с "Led Zeppelin Ш" ближе к России, чем все творчество Фрадкина, ибо построен на традициях цыганского романса. (См. цитату выше Т.Манна).
По нашему мнению, кризис отечественной популярной музыки произошел оттого, что 99% продукции вырабатывается композиторами, которые имеют очень слабое представление о своих собственных корнях в силу сильного карманно-кошелькового зуда, и гонят в лучшем случае "одессу" (и на том спасибо). Следовательно, требовать от них народной музыки бессмысленно, ибо пресловутая практика "чего изволите" берет верх над обычной художнической порядочностью. И вообще, дарвинизм в гуманитарной среде, по нашему мнению, даёт и будет давать горькие и очень невкусные, прямо скажем, ядовитые плоды.
Отсюда вытекает, что наш отечественный рок может вырасти только из самодеятельной среды.
Разным разное
годится
Сам решай, куда податься
Где стоять, чего держаться
Чтобы, ставши, не свалиться.
(Гёте)
Помня, что "самая точная наука о человеке - сам человек", мы подтвердим наши позиции социального развития словами Т.Манна: "Проблема красоты заключена в том, что дух воспринимает "как красоту" жизнь, а жизнь - дух".
Спасибо за внимание, а в заключение про себя хочу сказать словами китайцев: "Великий человек - несчастье для нации". Привет!
Сер. Дековский
"УЕЗДНЫЙ
ГОРОД N"
ЗООПАРК
В составе: МАЙК
НАУМЕНКО - гитара, голос;
АЛЕКСАНДР ХРАБУНОВ - гитара;
ИЛЬЯ КУЛИКОВ - бас;
АНДРЕЙ ДАНИЛОВ - барабаны.
Запись: АНТРОП, 1983, /вот номеров ещё
пока не ставят, хотя уже пора бы/.
Новый Майк - интересно...
"Уездный город И" - это квинтэссенция понятия "рок-музыка" безо всяких приставок типа "панк", "хард", "софт", "барокко" и т.д. Рок - и никаких гвоздей! Можно спорить, но мое мнение таково, что это лучшее из того, что когда-нибудь записывалось в Союзе.
Вот как я ЗООПАРК хвалю. Нравится, не скрою. Итак, что же у нас внутри альбома, - а это именно альбом - четыре стороны у конверта. Для начала нужно отметить, что Майк твердо усвоил славные традиции ранних "Декки" или "Парлофона" - издавать одни и те же вещи на разных альбомах. Первые четыре номера - "Странные дни", "Если ты хочешь", "Дрянь" и "Пригородный блюз", - прямо скажем, вещи известные. Первая - с концертника, остальные три - со "Сладкой N", где они присутствовали в акустическом варианте. Но это день и ночь - в электричестве они обрели ударную силу. ЗООПАРК делает рок-н-роллы в студии не теряя живого концертного кайфа - как-то это у них получается.
Я слышал недоуменные вопросы - зачем Майк записал старые вещи - нового, что ли, нет? Но согласитесь, что слушать рок-н-роллы с полудомашним звуком "Сладкой N" или с глухим, как в бочку, звуком концертника, не слишком-то приятно. И в общем случае понятно желание Майка хоть раз по-человечески записать свои хиты, хоть и с опозданием.
"Блюз де Моску № 2" - песня про гастроли в Москве, пожалуй, самая интересная в музыкальном отношении. Но что касается текстов - то мы имели песни группы АКВАРИУМ про группу АКВАРИУМ, а теперь вот получили песню группы ЗООПАРК про группу ЗООПАРК. Я не убежден, что строчка "Эй, басист, что мы делаем здесь" вызовет вот так сразу глубокое чувство сопереживания у всех подряд, хотя, может, многим музыкантам она будет близка и понятна.
Первый раз на пластинках Майка имеется номер не за его авторством. "Колокола" - шикарный блюз в клаптоновских традициях написал Шура Храбунов, гитарист ЗООПАРКА и, по традиции сам же его и спел. Последнего, впрочем, он мог бы и не делать.
Когда я услышал "Мажорный рок-н-ролл" (ДК данс) впервые, то сказал, что вещь настолько коммерческая, что может понравиться даже Садчикову из "Смены", который составляет там "парады популярности". И что же - действительно! Открываем газетку и видим - Майк в списках хитов. Но сделан этот номер с таким драйвом и чувством, что не восхищаться нельзя. И потом, разве "Rock Around The Clock" не был коммерческим номером?
"Все те мужчины" - Майк "эт хиз бест". Несомненно, лучший номер альбома. Бэнд выдает плотный звук в лучших традициях РОЛЛИНГ СТОУНЗ, а фразы обладают убойной силой крупнокалиберного пулемета. Меня всегда радовала способность Майка двумя-тремя словами нарисовать совершенно конкретный образ.
"Уездный город N" - 14-минутная баллада, давшая название всему альбому. Это энциклопедия нашей жизни, где "все лица знакомы, но каждый играет чужую роль". Пересказывать ее невозможно - надо слушать.
Хочется сказать, что все-таки это не Майк сам по себе, а несомненно, ЗООПАРК, состоявшийся как бэнд. Сей факт весьма радует, так как было много разговоров, что Майку-де все равно с какими музыкантами играть. Барабанщик сыграл более чем недурно, особенно в "Мажорном рок-н-ролле", басист надежен и тверд, как гранитная скала, а звук Шуриной гитары - это вообще пол-ЗООПАРКА.
Первую сторону обложки делал небезызвестный (возможно) В.Колин, последнюю - рисовал Иша, кстати соавтор "Блюза де Моску № 1" - "здесь нас никто не любит...", разворот - М. Кондрат.
На удивление мало халявы - это позволяет питать надежды на будущее...
К. КИЧ
Популярность этого человека в джинсах, в клетчатой рубашке или в свитере на голое тело, высокого, худого, в круглых ленноновских очках достигла таких размеров, что порой случаются казусы, о которых, впрочем, говорить пока не будем. Так кто же он такой, этот Сергей Селюнин, лидер группы ВЫХОД, автор знаменитого ВАНДАЛИЗМА, ПОСЛЕОБЕДЕННОГО СНА, и, чуть не забыли, БРАТА ИСАЙИ? Почему он так мало концертирует? В чем секрет его популярности?
Родился Силя в 1958 году, в семье служащего /спорный вопрос-прим. ред./, закончил 45-ый интернат, этот лицей 60-х и 70-х, но нуждающийся в рекомендациях, затем в университете приобрел специальность физики. Блестящее знание английского языка и любовь к музыке сделали рок не сопутствующим антуражем, а глобально изменили его философию и мировоззрение. Моррисон и Дилан, Марли и Леннон - вот любимые учителя, а вернее - друзья Сили.
Уже десять лет он пишет свои чудесные песни, но скромность и застенчивость восемь лет скрывали от нас то, что мы так ждали. Только в 1982 году, практически силой, в традиционном состоянии алкогольного опьянения происходит встреча и контакт Сили с музыкантами одной группы. Не выдерживая конкуренции, ее покидают два музыканта, и с этого момента начинается восхождение группы ВЫХОД.
Сразу, с первой репетиции, становится ясно, что такие пьесы, как БРАТ ИСАЙЯ, ОНА НЕСЛА СУМАРЬ, КАПЛИ КАЙФОВОЙ РОСЫ станут безусловными хитами. Так и случилось. После нескольких месяцев напряженных репетиций возникает одна из самых интересных, на мой взгляд, программ за последние года два.
С большим трудом удается уговорить Силю выступить в стенах ЛГУ. Здесь происходит неожиданное. Выясняется, что Силя, ни разу не игравший со сцены, уже известен и горячо любим. Успех грандиозный. Песни, который пьяный Силя крайне редко пел среди своих друзей, перешагнули этот тесный круг, и ушли в народ, не спрашивая Силю. Многие песни он не мог петь, потому что их пел зал:
Художник
написал портрет, угробил добрых
десять лет,
творил, ночей не спал.
Мне дела нет до мук его, мазня и больше
ничего,
топор я в руки взял
и стер с лица земли его творенье
легко, непринужденно, с вдохновеньем.
Искусство - архаизм
в наш атомный век есть дела поважнее
Почетней, полезней, достойней, сложнее
Вперед, Вандализм!
Но что значат эти слова без музыки, без обязательного исполнителя, чей сценический образ был выработан и отточен во время работы в знаменитом театре ФРИНДЕ /физфакап/ у В. Сорокина, где Силя, несмотря на свою скромность, сыграл ряд замечательных ролей в произведениях Хармса, Чуковского, Черного и Гребенщикова. Этот успех не вскружил голову Силе, он не возомнил себя полубогом или апостолом микрорайона, что подчас происходит с несомненно талантливыми и очень известными музыкантами. Приобретая звезду, мы теряем человека. Силя - другой. Ни аплодисменты, ни обожание, ни девочки к счастью не являются определяющими в его творчестве. Силя - один из нас, только чуточку чище и светлее /особенно после душа - прим.ред./...
Но не следует думать, что на творческом пути Сили не было поражений. Выступление в рок-клубе, пусть на плохом аппарате, пусть с неготовой программой, но категорически не удалось. И пусть часть зала лихорадочно завывала, это была малая часть, это были суперфаны. Силя не прозвучал. Кстати, программа завершалась замечательной песней замечательного композитора и пианиста В. Захарова "Спасибо Вам /за мир, за пиво и за сыр/", которая имела большой, заслуженный успех. В целом публика не отнеслась с должным вниманием к собрату по струне /т.е. конкуренту/.
Силю одни упрекают в излишней интеллектуальности, другие в примитивизме. Но эти споры лишь подтверждают, что Силя, тот человек, которого мы так долго ждали, за которым, по-видимому, будущее и который сможет многим из вас найти выход...
С. Рыженко покинул МАШИНУ ВРЕМЕНИ и репетирует новую программу с новым составом группы ФУТБОЛ: Рыженко - гитара, вокал; Валя Кашпурова - вокал, орган, шоу; Леша Рыбин - лидер-гитара; Михаил Генералов - бас; Леша Родионов - орган; Андрей Пифов - барабаны. Стиль группы обогащен новыми идеями из области отечествен-ного НЕО-РОМАНТИЗМА и собственной аппаратурой.
* * *
Чернавский/Матецкий приступили к записи нового альбома "Телефоно-Буги".
* * *
То же делает и Юрий Лоза, в чем ему помогают Гарик Сандлер (клавишник ИНТЕГРАЛА) и члены группы ПРИМУС.
* * *
Прекратила существование группа ДДТ (Уфа). Юрий Шевчук планирует переезд в г. Москву. В сентябре он записал интересную акустическую программу, в которой присутствуют традиционные роковые и русские народные мотивы. (О стремлении в Москву свидетельствует песня-посвящение пивной "Яма" на Пушкинской).
* * *
В Москве начали концертную деятельность несколько новых коллективов:
БРАВО - под рук-вом Евгения Хавтана, он же - автор музыки и некоторых текстов, а раньше играл у Аедоницкого в РЕДКОЙ ПТИЦЕ. Вокалистку зовут редким именем Иванна. Получается в общем модно, хотя характер текстов несколько мешает вышеназванной даме вполне походить на гр. Хаген, чего она, видимо, хотела бы.
ВЕСЫ - группа торжественно покинула базу на кондитерской фабрике "Большевичка", ознаменовав это событие концертом. Как бы они там ни объедались конфетами, репертуар ВЕСОВ - мрачная новая волна, слегка разряжаемая рок-н-роллами.
* * *
Майк долго - 4 месяца - рамышлял, кого взять басистом: Сашу Андреева из ВЫХОДА или М. Файнштейна (Васильева), и остановился на втором, что не вызывает особого восторга.
* * *
"Московский Комсомолец" в декабре провел опрос профессиональных музыкальных критиков на тему о лучшей группе. Призовые места заняли соответственно: ДИНАМИК, МВ, АКВАРИУМ.
Аналогичный опрос, проведенный муз. клубом города Лида (БССР), показал 1 место среди групп АКВАРИУМА, и среди солистов - А. Градского.
* * *
Ал-др Белоносов, клавишник группы ФОРУМ, записывает сольную программу (синтезаторы и вокал). Тексты его же.
С большим интересом было воспринято выступление ФОРУМА в Зеленограде с бардом В. Алексеевым, исполнявшим песни одного из крупнейших московских поэтов Алексея Дидурова.
К сожалению, ни та, ни другая тенденция не получили в ФОРУМЕ дальнейшего развития.
* * *
В Л-де вышел № 6 журнала РОКСИ городского рок-клуба. Три информативных материала оттуда мы предлагаем вашему вниманию. К сожалению, "солидные" публикации номера значительно менее интересны. В некоторых местах авторы позволяют себе грубые оскорбления в адрес московских музыкантов - не конкретных групп, а всех вообще москвичей, за что можно было бы и обидеться.
"Интервью с Великим Человеком" - то есть с Б. Гребенщиковым - серьезный аргумент в пользу мнения автора нашей статьи про московский рок-клуб, который считает, что у этого человека все великое в прошлом, а в настоящем - самолюбование и снобизм. Тем не менее, опыт МАШИНЫ позволяет надеяться на то, что увлечение АКВАРИУМОМ продлится еще пару лет после прекращения творческой жизни самой группы.
* * *
25 июля отмечается день памяти народного поэта и основоположника русского национального рока Владимира Семеновича Высоцкого. В этот день все, кто чтит его память собирается у могилы на Ваганьковском кладбище, м. 1905 года.
В
ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
СВЕЖИЕ ТАЛАНТЫ ВЫХОДЯТ НА РЫНОК И
ЗАВОЕВЫВАЮТ ЕГО!
Взрыв творческой активности в эти "вялые 80-е" является прекрасным подтверждением того, что на новаторский и неостановимый музыкальный талант не оказывают никакого влияния ни экономический спад, ни мрачные прогнозы развития грамзаписи, ни падающие размеры продажи грампластинок. И что бы еще в музыкальной индустрии не было в упадке, болезненности или крахе, ничего подобного нельзя сказать о ресурсах талантов, которые просто чудовищны.
Группы, родившиеся в результате расцвета панка и новой волны, так продуктивны и имеют такой коммерческий успех, что можно придти к справедливому сравнению нынешнего времени с "бодрыми 60-ми", когда английские таланты, предводимые БИТЛЗ, взбудоражили весь мир. При этом неизвестно, когда именно был подожжен запал этого взрыва творчества, но, несомненно, он произошел по окончании "тяжелых 70-х". Особенно впечатляет диапазон: как ведущие темы, или же как звуки на заднем плане, но здесь представлены все стили музыки - от новой романтики до джаз-рока, от акустических до почти ужасающе электронных.
Совершенно невозможно расставить ведущие группы в какой-либо последовательности, ни по мировой популярности, ни по продаже. Если РЕННЕРЗ более всего популярны в США, то ДЮРАН-ДЮРАН - № 1 в Австрии или в Австралии, а КАЛЧЕ КЛАБ - в Швеции или в Швейцарии.
Если говорить о домашней популярности, то, в результате применения видео, как нового орудия закрепления на рынке, скорее всего, лидер новой британской музыки - это ДЮРАН-ДЮРАН. Саймон Ле Бон, ведущий вокалист, имеет громадную армию фэнов, а манеры игры группы представляют все необходимые ингредиенты воздействия на тинэйд-жеров: звук, имедж, личность, элементы моды, энергию, а также умение соединить стили музыки и при этом уделить внимание деталям. КАЛЧЕ КЛАБ /"Дом Культуры"/ с экстравертом Бой Джорджем, бисексуальной личностью - вокально-фокальным центром, также определенно входит в большую тройку. В этой разреженной атмосфере и ДЭКСИЗ МИДНАЙТ РАННЕРЗ, хотя их первый хит вышел еще в 1980 году, и попали они в суперзвезды после долгого застоя.
Объединение этих групп в ТОП-3 - действие экстраординарной храбрости, ведь очень много других борется за лидерство, а упорнее всех ТОМПСОН ТВИНЗ и ЮРИТМИК /дуэт Анни Ленокс-Дэйв Стюарт/.
В настроении и притязаниях участвующих в гонке талантов есть большие изменения: теперь музыканты стремятся не просто протолкнуть хит-сингл, но и сразу создать базу для последующей LP. Они знают, направление музыки надо менять очень часто, чтобы ответить на запросы молодой публики, более непостоянной и придирчивой, чем когда-либо.
Ярлыки приклеивать на современную музыку нет никакого смысла -дни, когда можно было распределить группы и певцов по музыкальным стилям, прошли. Теперь деление простое: музыка хорошая или плохая. А идеи свободно крадутся отовсюду - от блюза до рэггей, от джаза до соула, из мюзиклов и старых кинофильмов. Все это - Музыка!
Хотя ДЕФ ЛЕППАРД тяжелее, чем большинство, он тоже наверху. Там же СОФТ СЭЛЛ /электронный дуэт Марк Элмонд - Дэвид Болл/. ФЛОК ОФ СИГАЛЛ, несмотря на скромные достижения в Англии, тоже внушают успех. На какое-то время самым заметным на поп-сцене был ХАЭКАТ 100. Сейчас, несмотря на ужасный удар - потерю лидера Ника Нэйворда.они продолжают - ведь все британское сейчас опять в моде. Прямо на тин-эйджеров нацелены КАДЖАГУГУ, есть БАУАУАУ /Гав-гав-гав по-русски, где поет Эннабел Луин/. Вроде бы ее отыскал в прачечной Малкольм Макларен из СЕКС ПИСТОЛЗ. И БАНАНАРАМА - женское трио, которое получило признание, спев с Фан Бой 3 на сингле.
Особую роль в британской грамзаписи играет СПАНДАУ БЭЛЛЕТ. Как считает гитарист и копмозитор Гэри Кэмп, "рок-музыка шла по ужасающе скучной колее. Мы поддерживали себя только выпуском 12-дюймовых синглов для проигрывания в клубах и не беспокоились о концертах вообще. Бывало, мы открывали двери для других групп, некоторые из них потом прошли по нам и обогнали".
Если отбросить взаимные обвинения, то СПАНДАУ БЭЛЛЕТ, несомненно, многое открыли в музыке новой романтики, безо всякой зависти наблюдая потом, как ДЮРАН-ДЮРАН и другие вырвались в лидеры. Они выдержали бурю насмешек за свой имедж пару лет назад. Первого № 1 /сингла "Истина"/ они добились только с десятой попытки. "А теперь,-говорит Кэмп, - мы хотим протолкнуть новую британскую поп-культуру в Америку. Время подошло, надо повторить то, что уже случилось в шестидесятых".
Надо еще раз повторить, что упорядочить английских поп-рок исполнителей в каком-либо реальном порядке невозможно. Имена буквально кишат: ЭЙБИСИ /АВС/, ХЬЮМАН ЛИГ, МЮЗИКАЛ ЮФ, УЛЬТРАВОКС, МОДЕРН РОМАНС, КИССИН ДЭ ПИНК, ЭЛТЕР ИМЕДЖ и ТОМАС ДОЛБИ. А кроме новой волны есть еще и не такая новая. ДЖЕМ, увы, распался, но КЛЭШ остается мощной силой с альбомами типа "Комбат Рок". Интересно, что КЛЭШ фактически никогда не имел успеха в Британии, в основном из-за решения не подстраиваться под программу ТОП ОФ ДЭ ПОПС, самую популярную программу телевидения Англии.
На уровне соло-исполнителей влияние Британии на мир также очень велико. Каждый сингл Клиффа Ричарда все еще попадает в интернациональные списки, хотя в этом году он отмечает серебряный юбилей карьеры рок-певца. Шейкин Стивене, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Адам Энт - этот список тоже очень долог /здесь карьеры от двух до двадцати лет/. А вот еще один список, включающий широкий диапазон музыкальных жанров: Фил Коллинз, ПРЕТЕНДЕРЗ, АЛАН ПАРСОНЗ ПРОДЕЖКТ, КУИН, ДЖЕНИСИС, Элвис Костелло, БЭЛ СТАРЗ, ПОЛИС, СКУИЗ, Майк Олдфилд - замечательный освежитель памяти! Старая волна сохраняет свои позиции в мире. Попытаться разместить их, особенно при нынешней ностальгии, значит обидеть многих, но СТОУНЗ, КИНКС, ПИНК ФЛОЙД и отдельных участников БИТЛЗ нельзя не упомянуть.
Приливная волна талантов дает главный шанс спасения находящейся в упадке международной музыкальной промышленности. Она исходит от всех фирм - от мультинациональных, до фирм, выпускающих одну-две пластинки в год. И глядя из Лондона, приток творческих сил кажется неиссякаемым!
Питер Джонс БИЛБОРД, июль 1983 пер. А.З.