РОКСИ
№ 10
сентябрь-декабрь
1985 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
КОЛОНКА РЕДАКТОРААлек Зандер. РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ МАЯТНИК
Л.Е.Хиов. Интервью с ИВОННОЙ АНДЕРС ("БРАВО")
А.Мом. МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
Старый Рокер. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алек Зандер. Интервью с ВИКТОРОМ ЦОЕМ
Андрей Бурлака. ПУТЕШЕСТВИЕ АРГОНАВТОВ
Бенедикт Бурых. Интервью с АЛЕКСАНДРОМ КОНДРАШКИНЫМ
М.Курочкина. ОБ АНСАМБЛЕ КОНСОРТ
В.Колин. ПРИСЛУШАЙСЯ К ЦВЕТУ СВОИХ МЕЧТАНИЙ
А.Кан. ОСЕННИЕ РИТМЫ
ОТДЕЛ ПИСЕМ
Елизавета
Гусева. ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Игорь
Мальцев. СИДЯ НА КРАСИВОМ ХОЛМЕ
ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БРЮС СПРИНГСТИН. Перевод
А.Драгуновой
НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ
Старый
Рокер. АЛИСА "Энергия"
К.Кич. АКВАРИУМ "Дети Декабря"
Саша
Скримами. КИНО "Это - не любовь"
Не странно ли начинать очередной номер с извинений? Но, видимо, остатки воспитания, не окончательно вытравленные еще грохотом рока, понуждают нас сделать это. Да, читатель, мы хотим извиниться перед тобой. Извиниться за почти двухмесячную задержку этого номера.
Тому есть, однако, причины. Вот одна из них: альбом КИНО "Это не любовь" вышел еще в августе, неделю спустя после выхода предыдущего номера бюллетеня. Рецензия же на него только в этом номере. Не очень здорово, верно? Поэтому нам не хотелось, чтобы то же самое повторилось с новым альбомом АКВАРИУМА и записью АЛИСЫ.
В последнее время к нам поступает множество самых разнообразных материалов. Это радует редакцию. Но РОК-БЮЛЛЕТЕНЬ не в состоянии объять необъятное. Поэтому к поступающим статьям предъявляются довольно жесткие критерии. Это, в первую очередь, содержательность, актуальность, качество.
В то же время, редакция без всякой злобы, а даже наоборот, с интересом, относится к авторам, чье мнение не соответствует редакционной точке зрения. Так, например, в прошлом выпуске журнала были помещена достаточно противоречивая статья многоуважаемого Рок-Дилетанта (А.Житинский), а также очередная агитка Б.Малышева, в которой он с прозорливостью ди-джея - социолога призывал Совет клуба к тотальной рок-революции. Однако, Совет, по слухам, со свойственной ему проницательностью, отверг авантюристические заморочки Малышева и подверг его кулуарному остракизму.
Можно сказать, что это издание бюллетеня - третье по счету, можно сказать, что пятое, а можно - и что десятое. Это смотря как считать. Да и суть не в этом. В данном номере феномен отечественной рок-культуры осмысляется не только в рамках "песков Петербурга", а значительно шире.
Наряду с традиционными рубриками - хроникой текущих событий, концертными обозрениями, интервью, новостями звукозаписи, в номере присутствует исторический отдел, посвященный АРГОНАВТАМ и САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ. Экспрессионистический этюд о Ленноновском юбилее можно отнести к почти литературному отделу. Кроме того, есть и статьи иногородних корреспондентов. Собственно, их было еще больше, но информация, поступившая, например, из Донецка, оказалась написанной в духе квартального отчета, и редакция безжалостно перекроила её в крошечную заметку для сплетня.
Две статейки прилетели к нам с Камчатки. Одну из них, кульминацией которой явилось описание посещения автором бани совместно с БГ, мы передали на вечное хранение архивариусу Бурлаке, а вторую взяли, поскольку она, хоть и пропитана сугубо провинциальной агрессивностью, дает возможность взглянуть на известные нам объекты в своеобразном ракурсе.
Обзор "Московские новости" написан А.Момом. Это вторая его публикация на страницах нашего издания (см.предыдущий номер), правда, там он печатался под фамилией Андрейченко. Однако выяснилось, что это - не настоящая фамилия. Пока редакторы, собравшись вместе, размышляли, редакционная машинистка, перепечатывая заголовок, сотворила на первой странице странное слово - MOM. Редакция, копаясь в материалах, эту опечатку обнаружила, но не рассердилась, а, со свойственной ей проницательностью, решила, что это и есть настоящая фамилия автора. А потом просто жалко было расставаться с таким оригинальным псевдонимом.
Хочется поблагодарить Наташу Васильеву, представившую фотоматериал практически для всего номера, и художницу Юлю Тышкевич, оформившую журнал. Кстати, ко всем авторам: уважаемые, если вы сами не позаботитесь об иллюстрациях к своим материалам, боюсь, никто за вас это делать не будет.
И еще по поводу иногородних корреспонденций. Все они достаточно разные, но в них есть один момент истины. Он достаточно незаметен - по-разному пишут москвич Мом или камчадал Мальцев, но каждый из авторов (а рядом с ними можно представить и рокеров из Новосибирска, Казани или Харькова), так или иначе ориентируются на наш клуб. И это естественно. Плохо ли, хорошо складываются наши внутренние дела, существует уже какая-то аура клуба, и с каждым днем она распространяется все сильнее. И, поэтому, нельзя не ощущать особого чувства ответственности за тех, "кто смотрит нам вслед". Это не пустые слова, это касается нас всех - музыкантов, журналистов, фотографов и машинисток. Потому что мы - вместе. И это - самое главное.
РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ
МАЯТНИК
ИЛИ НОВОСТИ НАШЕЙ КОММУНАЛЬНОЙ КУХНИ
Aлек Зандер
"Мы - вместе!", - сказал Костя Кинчев.
"Мы могли бы быть вместе", - заметил Гребенщиков.
"Это - не любовь", - резюмировал Цой.
Песни с такими названиями (соотв. АЛИСА, АКВАРИУМ и КИНО) звучали все лето и стали своеобразным прологом к нынешнему сезону. Вот какова была ситуация, из которой рок-н-ролльный маятник начал свое движение в пятом сезоне рок-клуба: СТРАННЫЕ ИГРЫ распались, распались загадочно и бессловесно, в отсутствие Сологубов; из ТЕЛЕВИЗОРА вслед за гитаристом Петровым ушел и басист Копылов, разрушив тем самым умиленное представление о ТВ - "ах, какие дружные ребята!" АКВАРИУМ в электрическом варианте с гитаристом Андреем Отряскиным оставлял впечатление временности и незавершенности, усугублявшееся туманными заявлениями БГ о том, что он-де теперь находится вне времени. О ЗООПАРКЕ просто ничего не было слышно, и при упоминании имени Майка все горестно качали головой. Рок-критики угрюмо пророчествовали о кризисе в ленинградской музыке и хором хвалили АЛИСУ, которую действительно было за что хвалить. Единственным светлым событием был выход альбома КИНО "Это - не любовь".
Но рок-маятник качнулся и двинулся вперед, набирая ход, - и много событий, неожиданных и ожидаемых произошло на его пути. Глядя из холодного декабря, мы попытаемся ретроспективно описать некоторые из них.
Открытие сезона в самом рок-клубе было предварено серией концертов в ЛДМ с участием СЕКРЕТА, ТЕЛЕ-У, ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ, ПИКНИКА, ТАМБУРИНА и АКВАРИУМА.
СЕКРЕТ перешел на профессиональную сцену, завербовавшись в Ульяновскую филармонию. Так что теперь это настоящая эстрадная группа с отработанной программой, четким звучанием на качественной аппаратуре, с поездками по городам и весям, безболезненным и легким расставанием со старыми друзьями и коммерческим директором, закатывающим скандалы с истериками и ультиматумами. У каждого участника "бит-квартета", как они теперь именуются в афишах, собственное сценическое амплуа - Максим Леонидов, например, "герой-любовник", а Фоменко предпочитает работать под "рыжего коверного."
Играют они наполовину новую программу с сиропно-паточной "Ариной-балериной", псевдопародией на ИГРЫ "Твой папа был прав" и ретро-номером гитариста Заблудовского "Играет джаз", при исполнении которого у дам среднего возраста на глаза наворачиваются слезы.
Конечно, Б. Малышев, который СЕКРЕТУ, кстати, в папы годится, "наверное, был прав", когда с гневом писал, что они выхолащивают суть рока. Но ведь это и не рок. Это - поп-музыка. Ведь многие из нас с удовольствием слушают ОТШЕЛЬНИКОВ ГЕРМАНА или ДЭЙВ КЛАРК ФАЙВ, и ничего в этом плохого, скорее всего, нет. А то, что играет СЕКРЕТ - много лучше большинства образчиков эстрады, которую мы можем воспринимать по каналам массовой информации.
Юрий Рулев - лидер группы "Выставка" |
|
Кроме того, радует сам факт возникновения прецедента - рок-клубовская группа перешла в профессионалы. Артистизму же СEKPETA, его умению работать с залом стоило бы поучиться многим группам, в частности ВЫСТАВКЕ и ПИКНИКУ, которые играли с ним в одном концерте.
ВЫСТАВКА отыграла некую ретроспективную программу, в которую включила всего только отрывок (к счастью) своей монументальной композиции "Новое платье короля". В общем это был достаточно энергичный рок-н-ролльный хард. Нашлось даже целых два ряда ярых поклонников, которые бесновались, вопили и кричали после каждого номера (подозреваю, что это были нарушители Указа от I июня сего года). Остальной зал вежливо хлопал.
Евгений "Жак" Волощук - бас гитарист группы "Пикник" |
|
ПИКНИК не выступал что-то около двух лет. И вот Шклярский с "Жаком" Волощуком воссоединились для, как они, видимо, предполагали, триумфального "камбэка". Увы, они несколько просчитались. Не было даже "биса". Трудно сказать, в чем причины - не следует забывать, что в записях ПИКНИК по-прежнему популярен. Возможно, изменились времена и публика, - все привыкли к року, как к энергичному, возможно, даже чрезмерно энергичному, но все-таки жизнеутверждающему явлению (даже пусть через отрицание, как СТРАННЫЕ ИГРЫ). Здесь же была продемонстрирована эстетика преддверия ада. "Жак" Волощук вышел в черном плаще, гитарист Евсеев с косой (натуральной, какой сенокос производят). Лицо Жака было вымазано белым. Справа висела якобы страшная светящаяся морда, за которую заходил Эдмунд Шклярский, и тогда она начинала разевать пасть. Это напоминало тот трюк, при помощи которого дядюшка Чарли пугал саблезубых тигров - из детской книжки Волкова "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Если ВЫСТАВКА все-таки как-то двигалась на сцене (в основном это заслуга Рулева), да и держались ребята вместе, то здесь все находились далеко друг от друга, Шклярский стоял, практически не шевелясь, посреди сцены, белый прожектор лупил ему прямо в лицо, отчего никакой мимики, если она и была, рассмотреть было невозможно. В общем, они старательно нагнетали жуть и мрак (получалось это на детскосадешном уровне), на что накладывался высокий голос самого Шклярского, достаточно заунывная музыка и мерзкая работа светооператоров, высветивших Жака (такой имидж!) всего один раз. В результате вышеуказанных действий последний номер с четким риффом и запоминающейся строчкой "Мы выпили яду, а надо еще", практически провалился. А был потенциальный хит. После этого ПИКНИК выступал в том же ЛДМ в конце декабря в качестве вспомогательной группы в конкурсе "12-ти надежд", проводимом газетой "Смена".
У ТАМБУРИНА это было одно из худших выступлений. Причины - все те же, говорилось и писалось об этом уже раз десять, и повторять все в одиннадцатый я не вижу смысла.
Подлинными же триумфаторами стали члены АКВАРИУМА. Слухи о воссоединении группы поползли по городу за неделю до концерта, поэтому лом стоял ужасающий - в какой-то момент толпы поклонников снесли вахту, где проверяли билеты, и в зал прорвалось немало счастливчиков. АКВАРИУМ вышел в составе: БГ, Севы, Дюши, Фана, Титова с электробасом и Куссуля со скрипкой. Было очень здорово видеть всех на одной сцене, и еще более здорово слушать ту музыку, которую они играли. Ибо звучание заметно отличалось от того, что мы слышали в "классическом" аквариумовском варианте, т. е. вчетвером (напр. "Ихтиология"), и от того, что было зимой и летом 85 г. - БГ+Титов+Куссуль. Синтез прошел на редкость удачно, публика это почувствовала мгновенно, у самих музыкантов было прекрасное настроение - в общем, это был настоящий рок-концерт! И это несмотря на то, что музыканты играли сидя, играли, по существу, полуакустическую программу. Подлинной кульминацией стало ис полнение (на второй уже "бис") "Рок-н-ролл мертв". Весь зал стоял вместе с музыкантами, скандируя припев.
Впоследствии АКВАРИУМ несколько раз повторял эту программу, ездил с ней в Москву и Прибалтику, но того, первого, впечатления мне не забыть.
12 октября, рок-клуб, открытие сезона. В зале - Михаил Боярский, Алла Пугачева - почти инкогнито, очевидно, ищущая молодые таланты. На сцене и вокруг нее - ленинградское телевидение и кинохроника, привлеченная, наверное, выдающимися успехами рок-клубовских ансамблей, а вовсе не присутствием известной певицы. Все горды, сплошные шушукания, разговоры - "Наконец-то заметили! Теперь что-то будет!". Сразу скажем о результатах: при мерно три минуты концерта показали в программе ленинградских новостей в этот же вечер в начале первого ночи (не правда ли, самое удобное время?), а Ляпина, по слухам, пригласили в РЕЦИТАЛ.
Перед ДЖУНГЛЯМИ выступил ПРИИСК с песней "Нам нужен лидер". Может быть, они имели в виду отсутствие у них в тот раз лидер-гитариста... Название все же вызывает ассоциации со строчками из последней поэмы Евтушенко "Фуку": "Какие же все-таки вы дураки, Слепые поклонники сильной руки..."
ДЖУНГЛИ: Мягкоступов, Орлов, Отряскин, Тихомиров, Кондрашкин. |
|
Ну да бог с ним, с ПРИИСКОМ. На концертах в ДК "Невском" я видел их уже с лидер-гитаристом, так что, может быть, их проблемы частично уладились. Песню эту, они, правда, опять пели.
О ДЖУНГЛЯХ, выступавших в первом отделении, хочется сказать много, и не только об этом конкретном концерте, а скорее о новой программе в целом. Всего за сезон было три выступления этого ансамбля, и, возможно, первое было не самое удачное - яркий свет, на сцене все время люди с камерами - это явно мешало музыкантам. У ДЖУНГЛЕЙ изменился состав - на барабанах Александр Кондрашкин (AКВАРИУМ, МАНУФАКТУРА, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТАМБУРИН), и думается, что с отъездом Губермана в Москву, именно он является премьером в своем деле на рок-сцене. Очень повысился класс игры бас-гитариста Игоря Тихомирова, Андрей Отряскин стал петь, вернее кричать в микрофон, подтверждая, к сожалению, полное отсутствие у него вокальных данных, а центральной фигурой шоу стал саксофонист Юрий Орлов, который выделывает такое, что у зрителей появляется желание порекомендовать его в Скворцова-Степанова или в СТРАННЫЕ ИГРЫ.
Телевидение на концерте ДЖУНГЛЕЙ. Справа И.Тихомиров. ФОТО: Наташа Васильева. |
|
Я думаю, что в музыкальном отношении это - сильнейшая группа Ленинграда. Их концерт вызывает эмоциональное напряжение. Мощный напор гитары - Отряскин очень редко играет соло в традиционном понимании (как, например, Ляпин или Храбунов), он скорее ритм-дирижер; четко выделяющаяся партия баса, невероятные брейки Кондрашкина, более-менее сдержанный Мягкоступов за клавишами, и на авансцене - дергающаяся, как бы не понимающая своего места во "всем этом джазе", фигура Орлова с саксофоном, одетая в нарочито нелепые клетчатые штаны, с веревкой за ухом - можно описывать увиденное, но передать свое состояние трудно. Местами мне было страшно - натурально страшно, как, наверное, бывает под инфразвуком. Мы знаем ПОП-МЕХАНИКУ с ее веселым шоу "Как волка не корми, а капитаном он не станет". Здесь же хочется сказать наоборот, и добавить, что, пожалуй, еще немного - и станет капитан волком. На втором концерте ДЖУНГЛЕЙ, когда Отряскин кричал так, как-будто лечился по методу доктора Янова "первичным криком", а Орлов звериными шагами подбирался к микрофонной стойке, и согнувшись, добавлял свои вопли, все более наклоняясь вперед, мне казалось, что я вижу кусок из какого-то фильма про оборотней, и превращение вот-вот произойдет прямо на моих глазах... Орлов стал лаять и завывать (хотелось перекреститься, хоть я и неверующий), музыка пронизала все мое тело, зал замер, напряжение достигло предела и... тут, очевидно, вмешались провиденциальные силы и у Отряскина лопнула струна. Честное слово, те, кто сидел со мной рядом - выдохнули разом, и по-моему, это была общая реакция. Струну заменили, ДЖУНГЛИ сыграли этот номер второй раз, но уже так страшно не было.
Хочу сказать, что все эти ощущения не имеют ничего общего с дешевыми ухищрениями ПИКНИКА. Там это скорее желание воздействовать на публику, хотя, конечно, тоже часть собственного мировоззрения. Здесь же это - прежде всего стремление самовыразитъся - и, видимо, именно так, а не иначе.
Еще у ДЖУНГЛЕЙ меня впечатляла медленная инструментальная композиция с отряскинским соло, которая вполне может стать заменой похоронному маршу Шопена по безвременно ушедшим рокерам. Дурацкая шутка, я понимаю, но ощущение именно такое.
АКВАРИУМ. Открытие сезона в Рок-клубе. М. Васильев, А. Титов, БГ. ФОТО: Наташа Васильева. |
|
АКВАРИУМ в тот концерт предварял инструментальный дуэт Гусев-Кондрашкин, (экс- СИ, исполнивший старые буги на пианино и барабанах в импровизационной манере.
Затем без перерыва на сцену вышли аквариумисты, раздались первые аккорды, свет зажегся и все увидели БГ, Титова, Трощенкова и... Александра Ляпина, стоявших близко, почти касаясь друг друга грифами своих гитар. Первым номером был мощный блюз "Я - Змея" с нового альбома группы, а затем на сцене появились Сева, Михаил с малой перкуссией, Дюша с флейтой, а также саксофонист из ПОП-МЕХАНИКИ - Чернов, которого, к сожалению, слышно было плохо. Публика снова увидела АКВАРИУМ таким, каким она привыкла его видеть. Так что все трюки Борис Борисыча в этом сезоне удаются, и АКВАРИУМ снова на топе. Вместо "Рок-н-ролл мертв" теперь, в основном, используется "Мама, что мы будем делать", а на бис все получили старый хит TPOГГ3 "Дикая штука".
А что же АЛИСА? Увы. Увы и еще раз увы. Группа АЛИСА распалась. В состоянии полураспада она дала один концерт, который, в принципе, если речь шла не об АЛИСЕ, можно было бы назвать неплохим. Все произошло перед самым концертом. Костя Кинчев поссорился со Славой Задерием. Слава играть отказался, его место занял Игорь Тихомиров, только что отыгравший с ДЖУНГЛЯМИ, и не знавший, понятное дело, басовых партий. Естественно, настроение у Кости, да и у остальных, было скверное.Так что то, что летом было цветочками - наличие в одном коллективе двух лидеров, - к осени созрело и дало свой печальный плод. "Я ращу свой плод" - называется одна из песен Кинчева. Вырастили... Можно было бы сказать еще ряд прочувствованных слов, но не хочется сыпать соль на свежие раны. Просто очень досадно. Собственно, у АЛИСЫ был еще один концерт - в клубе ЛДМ "Фонограф" (о котором стоило бы написать отдельную статью, ибо там обзор музыки гораздо шире, чем в рок-клубе), - но это была полуакустическая программа со звуком, примерно, как у АКВАРИУМА. Тем не менее запись этого концерта сохранилась и является своеобразным документом. Костя там пел довольно много лирики, и в связи с этим мне бы хотелось вылить не то чтобы ведро, а так, небольшой стаканчик холодной воды на головы наиболее рьяных его поклонников. Дело в том, что в его лирических текстах очень много заимствований из Майка и БГ. Может быть, это были ранние вещи, но факт остается фактом.
В КИНО несколько сменился актерский состав. (Хватит этих каламбуров! - прим. машинистки, которой надоели эти каламбуры.) Вместо Саши Титова, занятого в АКВАРИУМЕ, бас-гитаристом стал Игорь Тихомиров, музыкант не менее высокого класса. Заметим, правда, что он также достаточно занят в ДЖУНГЛЯХ, принципиальной разницы тут нет, и мне сдается, что это - временный вариант. КИНО выступило очень уверенно, точно сыграв "Это - не любовь" и исполнив ряд новых вещей, из которых лучшая , несомненно, "Мы хотим танцевать (дети с Кингс-роуд)". Со звуком же им фатально невезло на всех концертах. Сам Цой с критичностью, свойственной великим, заявил, что вышел бы из зала через минуту, услышав подобное звучание. Кому, вообще, нужно задать этот вопрос - ПОЧЕМУ, КАК ПРАВИЛО, ВСЕГДА ТАКОЙ ПЛОХОЙ ЗВУК? Ведь бывает же иногда и нормальный! И надо еще отметить, что сами концерты КИНО - это совершенно особое явление, настолько Цой излучает энергию. Ибо, если послушать потом тот же концерт в записи... Короче, если КИНО решит покончить с рок-музыкой, лучшего способа, чем выпустить "живой " альбом, им не придумать.
В рок-клубе были также и "открытые" концерты - т.е. основная часть билетов распространяется не среди членов клуба, а среди учащихся ПТУ, техникумов и т.д. Играли три ансамбля-дебютанта, хотя в двух из них были достаточно опытные музыканты. Если бы я писал рецензию только на этот концерт, я бы назвал ее "в рамках жанров".
Первой выступала группа под управлением Сергея Белолипецкого (это имя - еще из 70-х) под названием ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ. При относительной неудачности названия - нечто среднее между названием ансамбля СТАНДАРТ и предприятием "Электронстандарт", оно, тем не менее, довольно точно отражало суть их музыки. На Западе есть даже специальный термин - АОР (адюлт ориентед рок) - "музыка для среднего возраста". К ней относятся ФОРИНЕР, ДЖОРНИ, Халл и Оатс, сейчас, наверное, уже и РОД СТЮАРТ, Элтон Джон и др. Музыку примерно этого направления и играл ансамбль Белолипецкого. Другое дело, что там все подносится с эффектным шоу и комфортом для зрителя, а здесь были плохо слышны слова, Сергей держался на сцене очень скованно. Правда, обратил на себя внимание момент дуэли двух гитар - самого Белолипецкого и его лидер-гитариста, кстати, очень техничного музыканта. Да и все остальные, в общем-то, были на уровне. Другое, опять же, дело, что скука это.
Начинают появляться подозрения, что хард-рок медленно, но верно пытается отвоевать утраченные позиции. ПРИИСК работает вовсю, скоро, говорят, будет выступать новая группа ЭДС (одно название чего стоит), а на этом концерте мы услышали ансамбль ПРИСУТСТВИЕ, возглавляемый экс-вокалистом РОК-ШТАТА Игорем Семеновым. Напомню, что по-английски "присутствие" будет "презенс", что соответствует названию седьмого альбома ЛЕД 3ЕППЕЛИН, и, наверное, такое совпадение вряд ли случайно. Я, признаться, поеживался до концерта, вспоминая тот садомазохистский звук альбома ЛЗ. Но оказалось, что очень даже ничего. Перво-наперво, не было тупого забоя, которым грешит, например, ПЕПЕЛ. Большинство вещей были достаточно грамотно построены, не затянуты, и, наконец, у Игоря сильный голос, который хорошо ложился на музыку ансамбля в целом. Особенно это было заметно на "Осеннем блюзе" - наверное, самом удачном номере из всей программы. Короче, это был современный, хорошо исполненный хард.
Но самым веселым на этом концерте было шоу-выступление группы АУКЦИОН. Когда-то в рок-клубе была группа с таким названием, не знаю, остался ли сейчас кто-нибудь из того состава, но музыка изменилась совершенно. АУКЦИОН-85 играет ярко выраженную "волну", причем странноигровского направления. Не знаю точно, кто там начальник, но на сцене выделялся Олег Гаркуша, выглядевший как "лютый карлик", если того сильно вытянуть по оси ординат. Ну, а уж когда они спели "Песню для Сологуба" и Олег нацепил на себя темные очки с карикатурным носом, стало ясно, что от АУКЦИОНА можно ждать много большего, чем просто следование курсом ИГР. Второй вокалист выступал этаким князем - в военном сюртуке с эполетами и сильным, поставленным голосом, которым он пел что-то о том, что вот, дескать, все исчезло, "и города, и мир", а в конце коротко и цинично добавил : "Жалко". На сцене происходили танцы под стробоскоп - все тот же неутомимый Гаркуша с девушкой в белом. Ребята держались уверенно - особенно гитарист-вокалист (его, к сожалению, было хуже всего слышно), да и вообще все приятно поражало продуманностью. Лучшим моментом стало исполнение суперхита "Деньги - это бумага" с разматыванием туалетного рулона, - опять же Олег Гаркуша. Единственной претензией является некоторое мельтешение большого числа народу на сцене. Впрочем, я думаю, что с приобретением опыта концертных выступлений чувство меры возьмет верх.
КОФЕ, как и АУКЦИОН, придерживается НВ-ориентации, но это я бы назвал неудачным вариантом. Основной состав КОФЕ, на мой злобный взгляд, как музыканты просто беспомощны, и это, возможно, объясняет тот факт, что они не выступали целый год после выпуска записи, о которой так нелестно отозвался А.Троицкий. Инъекция в виде "Пэта" Петрова и Игоря Копылова из ТЕЛЕВИЗОРА в данном случае положение не спасла. На сцене десять человек, игра идет под драм-машин, при этом имеется барабанщик-имитатор, подстукивающий по тарелке, в какие-то моменты игра идет в два баса (в свое время только РОССИЯНЕ позволяли себе это), отчего становится хуже слышно Копылова - действительно стоящего инструменталиста среди всей этой компании, все бродят от клавишей к гитарам, и какой-то юноша еще изображает брейк-данс, вернее то, что он под этим понимает. Владимир Рекшан так высказался о КОФЕ: "Да нет, конечно, это лучше, чем поножовщина..." Полностью присоединяюсь к мнению мэтра.
После КОФЕ на сцене появился долгожданный ЗООПАРК. Сей коллектив не выступал полтора года после Фестиваля 1984 года. "Рок-н-ролл мы долго ждали..." По форме ЗООПАРК заметно изменился. Барабанщик - Валерий Кириллов, в свое время игравший в ДЖУНГЛЯХ (в самом начальном периоде), а затем профессионально - в КАЛИНКЕ. Басист - Сергей Тесюль из печальной славы ЗЕНИТА. Валерий придал ЗООПАРКУ заметную тяжесть в звуке, а Сергей - несколько менее традиционный для рок-н-ролла стиль игры. По содержанию же Майк остался верен себе. Старый девиз - "ЗООПАРК без лажи не бывает!" И - полный вперед, в полный рост: на первом концерте дважды забываются слова песен, а номер "Она была" исполняется, простите, по бумажке. (Номер, кстати, абсолютно вторичный по отношению, например, к "Страху в твоих глазах".) Я понимаю, конечно, славные традиции СТОУНЗ, эпатаж публики и все такое, но подобное похоже скорее на неуважение к публике (своей, заметьте) и элементарную лень.
На втором концерте Майк, находясь в состоянии освобожденного вокалиста, принялся бегать по сцене и с маху наступил каблуком на Шурины приставки. Надо было видеть, как Шура, мгновенно налившись белой злостью (его гитара, разумеется, моментально выключилась) бросился шарить по проводам. Ну, и напоследок уже сыграли "Медленный поезд" по системе "Кто в лес, кто по дрова". Справедливости ради надо оговориться, что в эпизоде с поломкой гитарных приставок Майк нашелся, использовал просто свой голос, потом Валера выдал барабанное соло, Шура (честь ему и хвала) в минуту ликвидировал все разрушения и зал взорвался аплодисментами, когда все заиграли вновь.
Вообще Майка принимают очень тепло. Он по-прежнему популярен, и все рады видеть опять его на сцене. Я сам его люблю (меня немало упрекали в пристрастности), и вся моя критика вызвана тем, что я по-прежнему пристрастен и мне, как зрителю, неприятно видеть все то, что я описал.
Хочется отметить новые песни Майка -"10 лет назад", правда, сильно ностальгическую (сравните с "Двигаться дальше" БГ), "Салоны" - закоренелая ненависть к снобам, "Мария" - думаю, что что это - одна из лучших вообще, во всяком случае для меня это входит в золотой фонд ленинградской рок-лирики и "Твой новый пудель" - несколько менее злобный, чем обычно, мужской шовинизм. Слово (в качестве понятия и цитаты из песни) "Пудель", уже, кстати, вовсю гуляет по городу. Приятно также, что в последнем случае улавливаются какие-то новые тенденции в музыке. Радостно также, что дню рождения Кейта Ричарда Майк посвятил на концерте в ДК "Невском" все-таки "Старт ми ап", а не "Эраунд энд эраунд" 1956 года. СТОУНЗ его исполняли, естественно, чуть позже. Шура также выдал что-то в стиле Марка Нопфлера. Может быть, Майк берет разбег?
27 декабря в рок-клубе состоялся новогодний концерт. В первом отделении выступали с акустикой Борис Андреев, Владимир Рекшан, Леви, Майк, Виктор Цой и БГ. Первый из них достаточно неизвестен, - человек с длиннющими волосами, сильным, но почему-то вызывающим желание неудержимо смеяться голосом, и анекдотичным репертуаром - сначала Чак Берри, а потом - "Славное море, священный Байкал". Аплодисменты он сорвал совершенно заслуженно, тем не менее. Рекшан заявил, что он изобрел новый жанр - "ямщицкий рок" и исполнил песню "Сани" - "Сани, сани, едут сами". Майк был хорош, как всегда, Цой - лучше всех, а в конце выступления БГ на сцену высыпали все плюс Витя Сологуб и исполнили хором "Вавилон".
Второе отделение - ПОП-МЕХАНИКА Сергея Курехина. Оркестр объединенных сердец. Там были и старые саксофонисты-джазмены, солировавшие по очереди, и дуэт БГ и Грини Сологуба, и Гаккель, и Борис Райскин из КОНСОРТА и Игорь Тихомиров с контрабасом, на котором он играл смычком, и песня эх-да за Одессу ."И тут один французский боцман" исполненная на четыре голоса - Цой, Витя Сологуб, БГ и Андрей Молев, и соло Андрея Молева - ветерана ленинградского рока, и специальный гость - бас гитарист группы УЛЬТРАВОКС Кристофер Кросс, устроивший бас-дуэль с Александром Титовым. Как можно описать музыку? Кроме избитого "кайф", ничего в голову не лезет. Радость души, да и только.
АКВАРИУМ: Фан, Титов, БГ, Дюша, Сева, Куссуль. ФОТО: Д. Кондрат. |
|
Новый год. Конец осеннего сезона. Рок-н-ролльный маятник снова начнет свое движение дальше. АЛИСА распалась, ТЕЛЕВИЗОРА больше (вроде бы) нет, с другой стороны, - АКВАРИУМ снова вместе, ЗООПАРК играет вовсю, СТРАННЫЕ ИГРЫ репетируют в новом составе, ДЖУНГЛИ - одна из ведущих групп, КИНО - на явном подъеме, и, наконец, появилось, как говорится, много нового и интересного. Все полны энтузиазма и надежд.
"Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой, я здесь чужой, я там - чужой", - грустит Костя Кинчев.
"Мне заменить эту потерю нечем", - заявляют КОФЕ.
"Деньги - это бумага!" - ухмыляется АУКЦИОН.
"Что из того, что мы - немного "того", - декларирует Цой.
"Всем составом мы бежим к безалкогольному бару", - храбрится Майк.
"Ну, а я уезжаю в деревню", - говорит Гребенщиков в ожидании наступления яблочных дней.
БРАВО?
БРАВО! БРАВИССИМО!!!
ИНТЕРВЬЮ С
ИВОННОЙ АНДЕРС
Л.Е. Хиов
п.5. Петь
можно лишь тогда,
когда Вас об этом попросят
п.8.
Старайтесь разобраться в
том, что Вам незнакомо.
(Из
рекомендаций Генерального
Европейского управления по туризму)
Пусть читатель не удивляется эпиграфу: редакция "Рок-бюллетеня" пока не настолько богата, чтобы выплачивать командировочные сотрудникам - приходится ездить туристом (за свой счёт) по городам и весям. Сплошной расход. Почему, думаете, наши переводчики ночами не спят, в раздел "Из-за бугра" статейки переводят? Ага! Поняли? Вот-вот, исключительно из экономии. До Сан-Франциски билет-то нынче дорог, не укупишь...
Итак, 27 сентября. Москва. Воскресенье. После нескольких звонков местным рок-функционерам проясняется картина - кто, когда и где играет. Оказывается, опять надо ехать в сторону Ленинграда. Полчаса - и я в Химках. Влияние северной столицы уже ощущается. Если в первопрестольной воскресенье - обычный скоромный день (в отношении спиртного), то здесь - по-ленинградски: день здоровья и трезвости. На перроне, кроме этой новости, узнаю, что БГ, бедняга, давно сидит в тюрьме... Не успеваю выйти из шока, как слышу вопрос: "Где найти Родину?" (!!!) Наконец, понимаю, что концерт состоится в ДК "Родина". ДК хороший, встречают хорошо. Приводят в гримерную. Программа на сегодня следующая:
1.Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения Комсомола.
2.Кантри-группа из Риги СЕЛЬСКИЙ ЧАС.
3.Группа БРАВО (Москва).
Четвертый пункт - мой - интервью у БРАВО. Его дает Ивонна Андерс - несомненный лидер группы. Диктофон работает безотказно и минут через двадцать я, с сознанием выполненного долга, направляюсь в зал. Первая часть завершается Интернационалом, который был исполнен всем залом с большим подъёмом (все встали). Перерыва не было, и сразу выпустили "прибалтов". Рижские гости по длительности выступления и по действию на публику "сработали" один к одному как их телевизионный тёзка. Профессионализм и "высокая верность звука" вызвали у публики интерес, который через 10-15 минут перешел в зевоту. Репертуар - от "фирмы" до Никитиных ("Ох, Колорадо, моё Колорадо"), и далее - "В деревню хочу". Собственные композиции отличались друг от друга разве что темпом исполнения. Общение СЕЛЬСКОГО ЧАСА с залом - непосредственно-туповатое. Работают, в основном, банджо и гитарист-вокалист. Президент рижского рок-клуба сидел за барабанами, сложной игрой никого не поражал, благо этого по сюжету и не требовалось.
Простите за субъективность, это, конечно, их личное дело, но какой смысл в столь жесткой ориентации на кантри-музыку в 1985 г.? На Мичиганщине, допустим, играй там ребята в салуне, подобное возрождение традиций могло бы вызвать восторг, но у нас, да еще под вывеской - РОК!...
Атмосфера московского ПОП'са в целом, всегда отличалась от ленинградской, иногда даже, приходилось признать, в лучшую сторону. Вот пример: после перерыва какой-то фан-браволюб попытался истерично выкликать название кумиров. Дружинники приблизились неспеша, вежливо улыбаясь. Юноша покраснел, смутился и сел на место. Все довольны - порядок восстановлен, и не было истеричных старушек, и будто сорвавшихся с цепи дружинников, - не было всего того, что так мешает нам жить на ул. Рубинштейна. Видимо, понятие "петербургская вежливость" пора отнести к категориям историческим. Наконец, темнота и объявление: "выступает группа под управлением Евгения Хавтана - бывшее БРАВО". В зале смех, недоумение, хлопки, вспомнилось выступление Данилова на открытии рок-клуба. Тогда МИФЫ тоже объявили себя бывшими, что не помешало им еще пару лет играть под этим названием.
Первый номер - инструментальная трехминутка (за кулисами посмотрел у музыкантов в шпаргалку-программку - называется это просто "Ска"). Вслед за вступлением вышла Ивонна - зал вздохнул... Золотой парчовый фрак, на голове - черте-что, а ля Энн Ленокс. Начала с программного боевика 1984 г. "Счастье надо искать тут". Напор, оптимистическая подача - всё это за несколько минут включило зал в единую энергетическую цепь с полюсом на сцене. Общий стиль группы, знакомый нам по прошлогодней фонограмме, не изменился; всё тот же, щедро сдобренный элементами джаза нью-вейв, вот только голос у Ивонны стал поувереннее, покрепче что ли. Далее - "Черный кот" - ретро-твист. Исполнением подобных вещей слушателям не успели набить оскомину ни СТАНДАРТ, ни ЦЕНТР, так что зал с энтузиазмом принял этот анахронизм.
БРАВО. Евгений Хавтан |
|
БРАВО всерьез подходит к шоу: несколько чаплинский имидж меняющего гитары Хавтана с бабочкой под подбородком, индифферентность зав.низкими частотами, ловко обращающегося с контрабасом и безладовой гитарой - всё это создает настроение, не поддающееся точному определению - весело и интересно. Саксофонист и барабанщик очень хорошо делают своё дело. По очкам, причёскам, движениям можно сделать вывод, что ребята "видео" смотрят. Штанишки тоже в стиле - пришлось, видимо, разорять папины гардеробы (в отличие от Ивонны - ей, как мне случайно стало известно, фрак был выдан из сундуков бабушки К°, т.е., мамы уважаемого Артема).
Старая программа была сыграна полностью - отзвучало всё по студийному, исключая, м.б., "Жёлтые ботинки", где немного не хватало музыкальной насыщенности. Ива очень оживляла действие появлением то в белом халате, то в элтоноподобных очках - соотв. "Медицинский институт" и "Звездный каталог". По вокалу наиболее сильным оказался "Белый день" (где, кстати, хочется спросить, бродит этот видеоролик, записанный Лентелевидением?) А наибольшее впечатление по музыке и в целом произвели новые вещи -"Синеглазый мальчик" - потрясающий брэйкденсовский хит и "Ленинградский рок-н-ролл" - просто подарок нам с вами. Но об этом ниже, в интервью:
- ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНО МНЕНИЕ, ЧТО "БРАВО" В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЙ СТОЛИЧНЫЙ БЭНД, КАКОЕ МЕСТО В ТАБЕЛЕ О РАНГАХ ОТВОДИТЕ СЕБЕ ВЫ?
БРАВО. Ивонна Андерс |
|
- Безусловно, наша группа занимает одно из первых мест, я не говорю - первое в советском роке. Нельзя, однако, забывать о том, что путь к сердцу слушателя различен: через ноги, если это коммерция, через воображение, пусть даже воспалённое, если это - "психоделик". У нас есть определенный круг друзей-единомышленников, на которых мы сориентированы, для них, может быть, мы действительно лучшая группа.
- НЕЛЬЗЯ ЛИ ПРОБЕЖАТЬСЯ ПО БИОГРАФИИ "БРАВО"?
- Мы начали совместную работу в октябре-ноябре 1983 года, развитие шло стремительно (за небольшой период с ноября по конец февраля 1984 г. было написано и исполнено около 10 песен, что, на мой взгляд, немало). Причем, мы собирались раз в неделю, само собой, времени не хватало, о нехватке инструментов и говорить, думаю, не следует - читают ваш журнал люди, знакомые с этими проблемами. Иначе говоря, положение было очень зыбким...
- АБСОЛЮТНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗОЛОТОГО ПИДЖАКА?
- Да... Зато были золотые колготки и имели потрясающий успех. Ну ладно, дальше. В конце февраля - начале марта мы сделали первую запись на магнитофон. Весь процесс создания фонограммы занял один день, прошло это на одном дыхании, почти без дублей и накладок.
(Автор сего интервью не в силах сдержаться, чтобы не сообщить, что присутствовал при этой записи, и до сих пор с ужасом представляет, что бы делал этот гнилой запад, если бы не Антроп и пр. писали бы с таким качеством и скоростью - на выборгской таможне просили бы визу РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ДЮРАН-ДЮРАН, етс).
А потом... произошли события, которые, в общем-то отразились на всех нас. Видишь ли, это был, скажем так, познавательный период в моей жизни, период проб и ошибок. Я вообще-то не жалею о случившемся, просто я была по-детски уверена в том, что за совершённые поступки расплачиваться необязательно, жизнь показала совсем обратное - пришлось отвечать.
- ЗАБУДЕМ О ГРУСТНОМ. РАССКАЖИ, КАК РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ НА ВАШЕЙ КУХНЕ?
- Ну, шеф-повара, слава богу, нет, музыку пишет Женя, слова обеспечивает Ивонна Андерс - приносит частично свои (мало и не самого лучшего качества), или чужие тексты, соответствующие основной идее БРАВО. Естественно, мы совещаемся, идём на взаимные компромиссы.
Обычно основой для номера становится уже существующая музыка, к которой подбираются слова, реже - наоборот,. Помнишь: "Ко мне приходит мотив, я подбираю слова".
- ИВА андерс и "БРАВО"... ЧTО ТЫ СКАЖЕШЬ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЭТИХ ДВУХ ВЕЛИЧИН?
- Не было бы БРАВО, - не было бы и меня, и, быть может, не было бы меня, - не было бы и БРАВО.
- ХОДЯТ СЛУХИ О ВАШЕМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ, О tоm, чTО ПУГАЧЕВА СЫГРАЛА ЗАМЕТНУЮ РОЛЬ В ВАШЕЙ СУДЬБЕ.
- Никакого сотрудничества нет и не предвидится. Фрадкину, наверное, мы понравились, он терпеливо выслушал нас, ЦЕНТР, ЗВУКИ МУ. Долг обязывал, все-таки, член жюри. Говорил потом, что мы пришлись ему по душе. А насчет Пугачевой... На Аллу Борисовну надейся, а сам не плошай.
- ПЛАНЫ?
- Прежде всего, у нас нет базы, болтаемся, как неизвестно что, не можем нормально сесть и начать репетировать программу к записи. а к созданию альбома мы решили в этом году отнестись особенно серьезно: если "Кошки" были сделаны на одном голом энтузиазме и второпях, то сейчас это не пройдет. Мы должны отстоять то, что имеем - отстаивать труднее, чем завоевывать. Таким образом, что касается планов, то нужно много репетировать, чтобы хорошо записаться.
- Я НЕ УСЛЫШАЛ ОТ ТЕБЯ НИ ОДНОГО СЛОВА О МОСКОВСКОМ РОК-КЛУБЕ.
- Что представляет собой ленинградский рок-клуб, я примерно знаю, а в Москве, начнем с того, что подобная организация будет называться иначе: рок-клуба не будет(*). Конечно, если условия приема в клуб будут приемлемы, то мы сможем пойти на некоторые компромиссы. Наше дело - посмотреть что к чему. Там уж мы решим. У нас ведь есть головы на плечах, а насильно нас туда никто не затянет.
- ТВОЕ МНЕНИЕ О МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ?
- Московская сцена без сцены... Лично для меня представляют интерес две группы: ЗВУКИ МУ и ЦЕНТР. Отдельно о Пете Мамонове - на мой взгляд, лидер ЗВУКОВ МУ - лучший певец и шоумен в стране. Мне кажется, что сейчас нет смысла пытаться покорить зрителей голосом (Магомаев, как ни крутись, поёт лучше). Главное - надо понять, переварить и преподать. ЗВУКИ МУ знают, что они хотят, у них есть чёткие установки, всё их творчество очень убедительно. А ЦЕНТР мне нравился всегда - какой бы там ни был состав. Я рада, что "прослушиваться" нам пришлось всем вместе. Женя Хавтан хочет добавить, что 27-ОЙ КИ ЛОМЕТР очень хорошая группа, - я их не слышала, и мне некогда этим заниматься.
- ГОВОРЯ О ВАС, МНОГИЕ СТАВЯТ РЯДОМ ПОНЯТИЯ "ВЕСЕЛЫЙ" И "НЕСЕРЬЕЗНЫЙ".
- Мы не готовы что-то сказать всерьез. Как бы плохо нам иногда не было, мы не хотим петь об этом, все члены группы - оптимисты. Вера в жизнь, в любовь, несмотря ни на что. Надеюсь, что это не предосудительно. А все эти проблемные "расклады", "смурь" и "тяжеляк", обсуждение каких-то "колбасных" и "очередных" проблем - чушь. По-настоящему у нас об этом никто не скажет, да и не дадут... Лучше относиться к этому с юмором.
- ТЫ БЫЛА НА ОТКРЫТИИ СЕЗОНА В ЛЕНИНГРАДСКОМ РОК-КЛУБЕ. ЧТО ТЕБЕ ПОНРАВИЛОСЬ?
- Понравилось всё, начиная с выставки картин в фойе. Выставка добрая, замечательная, хорошая. Фотооформления можно было сделать побольше. Пусть люди видят то, что любят. Выступление БГ не решаюсь комментировать - это явление у нас в крови. ДЖУНГЛИ тоже понравились. Конечно, это не первично, и даже не вторично, но эти ребята, безусловно, талантливы. Очень сильный дуэт гитариста и бас-гитариста. Что касается Кондрашкина, то мне он понятнее в дуэте с Гусевым. У меня было желание выйти и сделать что-нибудь вместе с ними. Кондрашкин - оптимист, и ДЖУНГЛИ слишком серьезны для него, у нас настолько серьезных музыкантов нет, а в Ленинграде - тем более. А вообще, я очень люблю СТРАННЫЕ ИГРЫ и сожалею об их распаде, люблю АЛИСУ...
- НЕ ЖАЛЕЕТЕ, ЧТО УПУСТИЛИ КИНЧЕВА?
- У нас есть Ива Андерс, пусть у вас будет Костя.
- ПОЖЕЛАНИЯ ЛЕНИНГРАДУ.
- Относиться друг к другу по-настоящему с добротой, с пониманием. Замечательно, что в Ленинграде музыкант может играть в одной группе, записываться с другой, помогать на концерте третьей. У нас этого нет. Своя команда должна быть единой. Может, это и верно, ведь здесь - другие цели. Казалось бы, что немногие километры разделяют нас, а мы такие непохожие... Я хочу пожелать рок-музыкантам любить друг друга - все-таки, нас не так уж много, и разница в стилях и направлениях не может быть преградой... уважайте друг друга как явление.
Когда я была в рок-клубе, увидела, как туда рвутся, то мне захотелось выйти на сцену с нашей группой, показать, что есть на свете что-то веселое, дать заряд радости, хорошего настроения людям. Я думаю, у нас это неплохо бы это получилось. В общем, не кашляйте, берегите руки и сердца. Для вас мы написали рок-н-ролл. Привет! Ведите свою линию, мы поведем свою.
(*) - действительно, фракция рокеров именуется "рок-лаборатория".
А.М о м (Москва)
Ленинград и Москва связаны между собой как-то немного мистически - через сон. Доезжаешь до Московского вокзала, ложишься спать, а просыпаешься уже в Москве. Может быть поэтому кажется, что они слились в один очень странный город-симбиоз. И там, и тут - одни и те же лица, та же гниль, и те же герои.
Осень 1985 года началась в Москве бурно. Пошли наверх команды второго эшелона - КАБИНЕТ, БРИГАДА С, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ДОКТОР, ОТВЕТНЫЙ ЧАЙ; активизировались бонзы московского андеграунда - БРАВО, ЦЕНТР, ДК; появились новые имена: ЛЕГИОН, ГРУНТОВАЯ ДОРОГА, МИСTЕP X. ПРОСПЕКТ записал две пленки - "Незнакомые лица" и "Микробы любви". По слухам, готовят записи КАБИНЕТ и ОТВЕТНЫЙ ЧАЙ. Т.е., по внешним признакам дела вроде бы идут, а что на самом деле?
В этих заметках мы попытаемся с достаточной полнотой осветить основные события, имевшие место в период до 2 ноября, предоставив уважаемому читателю возможность составить своё мнение (и оставить его при себе).
Проходившие на биофаке Университета вечера, в которых принимали участие КАБИНЕТ, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ и многие другие, особого энтузиазма у попсовой публики не вызвали. Лишь БРИГАДА С внесла приятное оживление. KAБИНЕТ продемонстрировал опыты по формированию собственной эстетики, но, честно говоря, смотрелось это несколько доморощенно, да и весьма избито местами. Зато первое занятие так называемой рок-лаборатории, в субботу 26 октября, привлекло определенное внимание. Там нам объяснили, что у нас будет именно лаборатория, а не клуб т.к. клуб предполагает общение, а нам не надо общаться, а учиться, учиться и учиться. Что ж, очевидно, им виднее. Но мне почему-то кажется, что в этой лаборатории нас будут не учить, а изучать, как некий злокачественный нарост на здоровом волосатом теле. Но это так, к слову.
Широкая аудитория (пардон! people, т.е.) пожалуй впервые за два года увидела пионеров московской "волны" в новом составе. Нет больше в ЦЕНТРЕ изящного и немного меланхоличного клавишника А.Локтева, который так обогащал и стилистику, и звук группы, нет энергичного барабанщика К.Закирова, нет странноватого А.Шнитке. Нельзя сказать, что эти перемены в составе вызывают радостные эмоции. За прошедшее время сам Шумов погрузнел, стал выглядеть спокойнее и как-то комфортабельнее. Да и все остальные безо всяких претензий: скромный прикид, обычные причёски, - я сомневаюсь, что кто-то из них выделялся бы в толпе. Но смотрится новый состав в целом достаточно приятно: романтичный легкий барабанщик, гитарист - этакий добродушный деревенский увалень, светловолосый, в модном кожаном картузе.
Некоторый нонсенс являет на их фоне Летов (саксофон), но звучание его инструмента не выпадает из общего контекста. Музыка ЦЕНТРА тоже стала мягче и спокойнее, сохранив несмотря на отсутствие Локтева, известную мелодичность.
Два года Шумов, вероятно, весьма усердно штудировал учебники географии, и, поэтому, в текстах появилась масса названий гор и вулканов, рек и долин. Вася считает, что это романтизм.
Что ж, путешественник и естествоиспытатель - занятия достойные! Будем надеяться, что в ближайшем будущем нас порадуют сведениями из области ботаники, физиологии и гигиены. Ведь это всё так романтично!
Общее мнение присутствующих в зале заключалось в том, что ЦЕНТР теряет свое лицо. Для настоящих рокеров всегда необходимо, чтобы рок-музыкальное действо несло атакующий, взрывной заряд. Иначе оно не имеет смысла, и воспринимается как банальная и ненавистная эстрадщина, либо просто как пустое место. ЦEHTP сейчас никак нельзя назвать агрессивным. Это уже поп-музыка - удобная и умиротворяющая. Но до сих пор мы практически не имели продукции такого рода (исключение - БАНАНОВЫЕ ОСТРОВА", кое-что из ГУЛЛИВЕРА, да и всё), достаточно качественно и интересно выполненной.
Звукотворчество Шумова и его коллег воспринимается весьма приятно. ЦЕНТР переходит в иное качество. И такие метаморфозы, может быть, и не есть движение вперед, но, в любом случае, это - развитие прежней темы.
К тому же, при всех "но" Шумов - прекрасный текстовик, умный и поэтичный, а у нас в Москве, где половине всех групп тексты пишет А.Елин, с его "чудесными танцами", это, извините, редкость.
На следующий день, в воскресенье, оживленно было в Химках, где играло БРАВО. Полтора года вне поля зрения широких масс, без новых записей и концертов - такое положение способно развалить любую команду. Но БРАВО живо, как светлая легенда, как миф, как маленький изумруд в нашем застойном болоте. И поэтому с таким нетерпением, к тому же подогретым разговорами о контактах с А.Пугачевой (вот будет тандем - в полный рост!), в этот вечер все ждали появления БРАВО на сцене. Стойко были выслушаны жизнерадостные гости из Риги СЕЛЬСКИЙ ЧАС, еще какие-то непонятные люди в пиджачках и галстучках с гитарами.
И вот, похожий на официанта времён НЭПа, с тоненькими напомаженными усиками на гладком миловидном лице, с непропорционально большой гитарой, из-за кулис показался Е.Хавтан и остальные музыканты. Начали с традиционного инструментала в стиле МЭДНЭСС, а затем -"Кошки". Ивонна, в серебряном фраке и с игрушечным серебряным саксофончиком на шее, уже не отплясывает вовсю, её движения стали более плавны и грациозны, появилась строгость, даже некоторый академизм.
Но все это настолько в кайф! Старые хиты идут вперемешку с новыми вещами, которые вот-вот появятся в студийной записи. В первом прочтении они более традиционны, хотя энергичнее и плотнее по звуку. Чувствуется, что БРАВО стали ближе к рок-н-роллу. Есть "Синеглазый мальчик" и, "Черный кот" (популярная твистовая песенка в 50-х годах) - от этих вещей в скором времени, наверняка, народ будет тащиться.
Концерт заканчивался, Иве преподнесли цветы, и мы, сев в электричку, поехали домой с хорошим и теплым чувством внутри.
В последнее время в нашей столице появилось около десятка команд, в которых служат неплохие музыканты. Им предстоит решить сложную задачу: разбить треугольник Макаревич, БГ, Майк. Необходимо признать, что в Ленинграде с этой задачей справляются успешнее.
Но пробивается и у нас кое-что.
I ноября в "Динамо" смитинговались пять групп: молодые и неопытные ГОЛУБОЙ ГАЗ-21", или УЗКИЕ ГАЛСТУКИ, МИСТЕР X, ЛЕГИОН, ГРУНТОВАЯ ДОРОГА, ОТВЕТНЫЙ ЧАЙ. Получилось что-то типа микрофестиваля, который - удостоил своим вниманием даже наш большой друг А. Троицкий (может, ему делать нечего?) "Авантюра героев и фиксация символов. Цикл алфавитно-цифровых импровизаций" - так было написано в билете.
Запахло "новой романтикой". УЗКИЕ ГАЛСТУКИ в какой-то мере подтвердили это предположение. "Слава, слава мне признать тебя", - пел Д.Боуи, и не без оснований. Лидер выглядел хорошо - а ля ЛДэМовский псевдоштатник - зачёс назад, ясный взгляд, уверенные движения.
Правда, остальные представляли полнейший разброд. Они спели несколько милых песенок, и, если б не было СЕКРЕТА, защемило бы сердце от гордости за нашу белокаменную.
Потом, бодрые и подтянутые, в спортивных трусиках и майках, выбежали на сцену МИСТЕР X. Они дисциплинированно поприветствовали публику и, порекомендовав всем заниматься спортом, затянули про "скейтборд". Оказалось, что у гитариста на летнем противосолнечном козырьке мигают лампочки. Кайфу-то!
С людьми, которые вышли следующими, лучше было не шутить. Хард-рок! Все в цепях, в браслетах, в коже. ЛЕГИОН! Зал, наполовину состоявший из "металлических" фанов, взвился на дыбы. С первых же аккордов. Нужно признать, что такого энергичного харда мы не слышали со времен СМЕЩЕНИЯ. А тут ребятки молоденькие-молоденькие, по 17 лет, новая поросль, а техника просто потрясающая. Если, конечно, они не завязнут в этой хардовой тине и кабаках, то, как говорят, "их ждет большое будущее".
После ЛЕГИОНА кого-либо слушать было сложно: во-первых, все оглохли, а во-вторых, маловероятно, чтобы кто-то смог поддержать этот дикий завод зала.
Но ГРУНТОВАЯ ДОРОГА, музыкально грамотная и технически безупречная группа, безукоризненно подключилась к продолжению. Жалко, что у этих ребят нет приличного текстовика т.к. потенциально они способны на большее.
"Ну что, всё?" - спросила толстая тётя-администратор у организаторов. "Нет, ещё последнее есть", - "Ну, давайте", - разрешила она и потом, наверное об этом пожалела.
Из комнаты за сценой показались странные люди: накрашенные, яркие, нервные. ОРКЕСТР ИЗУМРУДНОГО БАЛЕТА, - объявил человек в черных очечках и с синими губами, похожий на цветную галлюцинацию, "Вызывайте санитаров!" - воскликнули из зала.
Первые пять минут звучания мы были в шоке. Описать то, что происходило на сцене, достаточно нелегко. Брэйкоподобные движения странным образом сочетались с резкой, местами даже режущей слух музыкой, вмещающей в себя и панк, и рэп, и рок-н-ролл, и еще какую-то додекафонию. Эта группа уже второй раз приводит народ в недоумение: весной, на прослушивании они играли "Увезу тебя я в тундру", и сейчас - вот это. Внешне они изменились, и узнать их практически невозможно; но лидер-гитарист, похоже тот, что играл весной с ФАНЕЙ. Вокалист поёт, в общем-то, где-то близко к Кинчеву в "Меломане", но скорее всего, это сходство только внешнее, и обусловлено рэповой стилистикой.
Ну вот и всё. Дела идут, контора пишет, а некоторые роковые люди в Ленинграде ждут из Москвы какой-то новой волны, предвестником которой является К.Кинчев. Но всё тайное становится скучным, и запретный плод горчит. Описанные события поселяют призрачные надежды. Но у нас на работе висит плакат "Тишина бережет здоровье и рабочее время", так что, может, ну их всех, а?